На тему : “ Портрет белого платья.
Предметы, хранящие приятные запахи “.
Студентки группы ООН-21
Преподаватель : Низовцева
Зоя
Викторовна
г. Запорожье
2002 г.
ПОРТРЕТ БЕЛОГО ПЛАТЬЯ
Образ девушки в подвенечном наряде обретает черты
высокой поэзии. Но всегда ли символом чистоты была невеста в белом? Когда и в
какой стране появилось белое шелковое платье как единственный вариант
подвенечного наряда?
Значение
телесной и нравственной чистоты и здоровья приписывали высококачественной белой
льняной ткани еще на исходе XV столетия, во времена Ренессанса, хотя подобные
вещи входили в быт очень медленно, слабо влияя на общественное сознание.
Легкие белые ткани сопутствовали изображению Богоматери, ангелов, аллегорий,
следуя библейским сюжетам, нр религиозная культура не имела прямого влияния на
городской костюм. Заимствования были редки и избирательны. В тот исторический
отрезок времени белой ткани отводилась скромная роль акцента, проблескивающего
на костюме.
Буржуазный
XIX век явил свою мораль, заклейменную в европейской ли
тературе от Бальзака до Достоевского как фальшивую, но ее знаковый лик
(одежда невесты и прочие детали костюма) очевиден: не меняя ничего по сравнению
с прошлым веком в положении женщины в обществе, буржуазная шкала нравов
определила невесте место "белоснежного ангела", правда, ограничившись
венчальным туалетом - символом
невинности и чистоты.
В чем же
причина таинственного неприятия белой ткани для нарядной женской одежды в
европейской культуре вплоть до рубежа XVIII и XIX веков? Ведь до XIX века
венчались в дорогих одеждах, пренебрегая белым шелком. Разноголосица в этом
вопросе делает наш рассказ похожим на рассуждение, но тем заманчивее выглядят
дошедшие до нас подробности. В истории живо
писи, по которой мы судим о бытовых вещах и костюме, белый шелк в период с XV по XVIII век встречается очень редко. Воз-
можно,
такая недоступность объяснялась дороговизной ткани и непрактичностью в носке.
В конце XVIII века доктрина "естественности" и "близости к
природе" Жан-Жака Руссо оказала влияние и на моду, открыв путь легким,
преимущественно белым тканям. Но уже к 1820 годам "белая мода"
иссякла. Подешевевшие прозрачные белые ткани стали использоваться на балетной
сцене. Появились балетная пачка и туника. Затоваривание складов светлыми тканями
требовало какого-то решительного изменения в моде, которая, как известно,
тесно связана с коммерцией
Парижские модные журналы и портные, руководствуясь истинно французским
"виртуозным" практицизмом и поразительным чувством исторического
момента, пустились предлагать невестам сверкающие всеми переливами белого
цвета туалеты для венчания. Никого уже не интересовала опасная особенность
белой ткани, "поглощая" фигуру, царить безраздельно. Барышня утопала
в белой материи, только личико едва выглядывало среди белого облака.
Все
были счастливы: торговцы сбывшие залежалый товар, общество лицезреющее
воплощение мечть о чистоте и непорочности, юные не-весты, рассматривающие себя
в зеркалах. Никто и представить себе не мог что, несмотря на колоссальные
изменения в области морали, социальной реальности и моды XX века, белые шелка
подвенечного платья не будут забыты, они сохранятся как милая реликвия, нежная
детская песенка ушедшей эпохи.
Хотя в
каждой эпохе и стране были свои "свадебные цветочные символы",
флердоранж все же можно считать самым знаменитым украшением подвенечного
наряда. Его название наводит на мысль о цветах апельсинового дерева, тогда как
отношения у них лишь родственные. Флердоранж - это бига-радия, или померанцевое
дерево, субтропическое растение, которое выращивают ради эфирного масла, находящегося
в листьях, цветы у него не пахнут и весьма невзрачны. Наши предки пользовались
бигарадией как естественной фабрикой ароматов.
Искусственные белые цветы делали в разные времена,
а в 1807 году итальянцы начали широко использовать бракованные коконы
шелкопряда (остававшиеся от шелкопрядильной промышленности) для изготовления
белых цветов, напоминающих по форме бигарадию.
В некоторых странах в особых обстоятельствах -
повторный брак, например, - невест украшали белыми розами (Россия) или венком
из полевых цветов (Дания).
Свадебный наряд крестьянки определялся в России
устоявшимися веками пропорциями, цветом, самими представлениями о красоте.
Насыщенные яркими красками одежды (в каждой губернии свои) до 1910-х годов
оставались в неприкосновенности. Такие наряды передавались по наследству и представляли
духовную и материальную ценность для всей семьи. Обычай передавать по наследству
свадебное платье существовал и в городах до начала XX века.
И то, и другое обозначает прозрачную ткань белого или иного светлого цве та
(за исключением принятой с XV века черной траурной вуали), которой украшали
головной убор или носили как покрывало.
Но для российской культуры разли чие между этими понятиями сущест вует.
Слово "фата" - тюркского проис хождения, поскольку ткань такого ка
чества попадала на Русь с Востока. В допетровские времена боярышни но сили фату
как дополнение к кокошни кам и шапочкам из парчи и бархата. Такая фата была не
гладко белой, а затканной золотым или серебряным узором. Обычай набрасывать на
голову полупрозрачное покрывало, закрывающее лицо, существовал с библейских
времен. Его описание есть в Ветхом завете (Книга Бытия, глава 20), поэтому в
XVIII веке фасоны прозрачных шелковых и кружевных покрывал на голову,
употреблявшихся в том числе и для церемонии венчания, получили наименования:
"ветхозаветная вуаль" -фата, закрывающая лицо, вуаль "целомудрие"
- фата, собранная на затылке и откинутая назад. Оба эти вида фаты существуют по
сей день.
Во второй половине XIX столетия, когда белый подвенечный наряд превратился
в неизменную часть жизненного уклада в городской среде Европы и России,
большое значение игра- ло качество
ткани для платья и фаты. Главными
поставщиками шелковой пряжи и тканей
про- должали оставаться Китай и Индия,
большим спросом пользовалась также и
продук- ция французского шелкоткацкого производства в городах Лионе и Туре. Славились и неаполитанские
тяжелые шелка. Для фаты чаще всего
покупали французские прозрачные
шелка: фуляр, сюра. Для самого платья
предпочитали атласные шелка,
привозимые из Китая. Их было до
десяти сортов и оттенков, от бело- снежного до кремового. Креповые
шелка японского производства в соответствии
с французской терминологией, принятой в то время, назывались понже. Вот как
описывает Эмиль Золя отдел по продаже белых шелков в одном из крупнейших
парижских магазинов: "...в водопаде белого была, однако, своеобразная
гармония; оттенки следовали и развертывались друг за другом; они зарождались,
росли и буйно расцветали как сложная оркестровка фуги, созданная великим
музыкантом и постепенно уносящая душу в беспредельность". Тема
"небес-ности" сливается в конце XIX века с образом девушки в белом
платье, обретая черты высокой поэзии.
Белый свадебный туалет сразу же "оброс"
множеством условностей, ставших своеобразными "правилами игры".
Белое платье допускалось лишь для невесты, венчающейся впервые, независимо от
возраста. Венчание в платье с голыми руками было невозможным, для платьев с
таким фасоном надевали перчатки, не оставляющие ни сантиметра обнаженной кожи.
Неприличным считалось душиться духа- 1 ми, надевать драгоценности. Лишь ниточка
жемчуга могла украшать невес-ту. Для удобства надевали перчатки с подрезанными
пальцами - митенки.
Белое шелковое платье для венчания - не
просто результат сложных и неожиданных событий в истории костюма, не только
вечная страничка в перипетиях моды, оно прежде всего бесценное, самобытное
явление в культуре Европы, ставшее частью жизни огромного числа людей на всех
континентах.
Предметы, хранящие приятные
запахи, являлись островком,
восполняющим недостаток милых мелочей.
"Жиркость", объединивший почти все уцелевшие
парфюмерно-косметические производства.
Его название было не только отражением
своего времени, но и вызовом лирической сути парфюмерии, установкой на
аскетич-ность и презрение к любым чувствам, кроме коллективизма. Клеймом
буржуазно-мещанского вкуса парфюмерия была отмечена вплоть до 1960-х годов. Само
ее существование в повседневной жизни напоминало траву, пробившуюся сквозь
трещину в асфальте.
Прикосновение модных тогда сладких или цветочных запахов
навевало тайную надежду выглядеть и жить иначе. Взяв в руки флакончик с
мерцающей янтарной жидкостью, советская женщина окружала себя мечтаниями,
далекими и от действительности, и от навязчивой официозной бодрости.
Игрушки для
взрослых
Разнообразные,
похожие на игрушки бутылочки с пробками (гребешками, шапочками, флажками, башенками,
гранеными шариками) становились украшением дома. Не меньший успех имели и
коробочки из-под пудры, духов, подарочных наборов. Броские картинки, шелковая
ткань, которой выкладывалась внутри дорогая упаковка, не только вносили ноту радости
в скудный предметный мир, но и превращали заветные коробочки в хранилище
ниток, фотографий, пуговиц. В этом пристрастии к пестрым картонным ларцам и
шкатулкам было что-то от полузабытой детской игры. Предметы, хранящие
приятные запахи, являлись островком, восполняющим недостаток милых мелочей, выдающих
ощущение женского присутствия. Они стали эхом значительных событий в
живописи, графике, стилистических особенностях большого искусства. Коробочки и
этикетки, выполненные в духе тех лет, отличались пафосом и парадностью и
выглядели одновременно наивно и монументально.
Однако закон восприятия игрушки перетекает из реальности
в иное пространство, объясняясь на языке кукольных радостей и печалей.
Территория маленьких вещиц, которые легко взять в руки, переставить,
полюбоваться, существует рядом с человеком тысячи лет. Этот исторический опыт
проявился и в отношении к советским флакончикам для духов и одеколона.
Форма бутылочки, коробка определяли покупательский
спрос. Конечно, важнее всего при покупке был сам аромат, но, увы, притертая пробка,
залитая сверху составом, похожим на воск, или залепленная вощеной бумагой,
перехваченная шелковым шнурком, означавшим, что флакон не открывался, запаха
не пропускала. Горлышко бутылочки, украшенное торжественной ленточкой с
бантиком-бабочкой, тоже должно было оставаться неприкосновенным. А в
парфюмерных магазинах не существовало практики открывать флаконы.
Стеклянные
истории
В середине
1950-х годов начался выпуск парфюмерной продукции повышенного качества - ее
тогда называли подарочной. Форма флаконов и коробки была выдержана то во вкусе
дореволюционных образцов, то в стиле подражания западным изделиям.
Значительную группу составляли так называемые "агитационные"
флаконы, оказавшиеся наиболее точным и своеобразным знаком того времени. Очень
специфическими были выточенные вручную притертые пробки, которые на Западе
из-за дороговизны не делали с 1930-х годов. Гигантомания позднего советского
стиля с его высотными зданиями, проектами грандиозного Дворца Советов,
необъятными живописными полотнами в одночасье превращала флаконы в игрушки
из страны Лилипутии. Размер флаконов легко соотносился с интересами и
чувствами людей. Так произошло расхождение по существу между целями, которые
ставились при выпуске "идеологически выдержанной упаковки", и
восприятием этой упаковки.
На протяжении последних 120 лет парфюмерия из таинственного
занятия превратилась в промышленность, не утратив при этом ни своих секретов,
ни роли кумира публики. К концу XIX века установились правила
"оформления" ароматов: наименование - флакон - коробка. Такая цепочка
обеспечивает эффективный способ продажи. В Советском Союзе звенья этой цепи
по разным причинам были разрозненны. Названия многих духов и одеколонов
оборачивались газетными штампами ("Юбилей Октября",
"Юбилейные", "Подарочные", "В полет" и прочие).
Круг тем был крайне ограничен: революционные, театр, курортные, сказки,
цветы. Не было использовано ни одного поэтического образа. Существовала
ничего не выражавшая пена слов, никак не связанная с традициями парфюмерного
дела. Отзвуком стихии первых революционных лет стало обилие не только красного
цвета в украшении коробок и этикеток, но и присутствие этого прилагательного
в наименованиях парфюмерной продукции. Самыми знаменитыми стали духи
"Красная Москва". Волею судеб духи "Любимый букет императрицы",
созданные в 1912 году на крупнейшей в Европе российской фирме "Брок-кар и
Ко" к 300-летию Дома Романовых, превратились в символ советского стиля.
Конечно, этому способствовала новая упаковка (1925 г.), выполненная по эскизам
художника А. Евсеева, человека тогда уже немолодого, имевшего опыт работы для
фирмы "Брок-кар". В легендарном флаконе, схожем по силуэту со
строениями русской архитектуры, и красной коробке, расчерченной молниями
экспрессивных линий, сосредоточилась целая историческая эпоха, образ жизни,
надежды и потаенные радости советских женщин. На темной сцене давно забытых
бытовых подробностей луч памяти высвечивает самые привычные вещи,
олицетворявшие свое время так же ярко, как и сооружение метро, полеты на
Северный полюс.
Такие понятия, как еда и парфюмерия, относящиеся к чувственной стороне культуры, не оставляют после себя иных следов, кроме описательных рассказов, поэтому, когда угасают огни на Великой Ярмарке соблазнов и иллюзий, никто из последующих поколений не вправе утверждать, что духи благоухают, как когда-то, а яства имеют прежний вкус. Именно эта зыбкость, неуловимость и придает парфюмерным флаконам и коробочкам значимость устойчивых материальных символов, причастных к былям и мифам своего времени, а иногда и к истории прикладного искусства.