Классический
лицей при ЗГУ
РЕФЕРАТ
на тему: “Европейский Союз”
выполнил:
руководитель:ТенО.Б.
г. Запорожье
1999
План.
1.
История создания ЕЭС.
2.
Преобразование ЕЭС в
ЕС:
а) Маастрихтский договор;
б) основы ЕС;
в) дальнейшее расширение ЕС.
3.
Структура институтов
ЕС.
4.
Бюджет ЕС.
5.
Экономическая и
политическая деятельность ЕС:
а) формирование единого внутреннего
рынка;
б) международные вопросы.
6. Единая европейская валюта.
1. История создания ЕЭС.
Европейское сообщество –
объединение государств стремящихся к политическому и экономическому единству
при частичном отказе от своих национальных суверенитетов.
Европейский союз создан на
основе Римского договора, подписанного 25 марта 1957 года Бельгией, Италией, Люксембургом,
Нидерландами, Германией и Францией. В 1973 году к этим странам присоединились
Дания, Ирландия и Великобритания, в 1981 году – Греция, а в 1986 году – Испания
и Португалия.
Австрия, Финляндия и Швеция
стали членами Союза в январе 1995 года, после того как вопрос о вступлении в ЕС
был одобрен в июне, октябре и ноябре 1994 года. Вопрос о присоединении к ЕС
Норвегии был положительно решен на переговорах, но вовремя общенационального
референдума 27-28 ноября 1994 года 52,5% норвежцев из тех, что участвовали в
референдуме, проголосовали против членства в Европейском Союзе. Сейчас в состав
ЕС входит 17 государств: Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург, Голландия,
Дания, Греция, Англия, Ирландия, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция,
Чехия и Словакия.
Европейское Сообщество было
создано в результате слияния Европейского объединения угля и стали, основанного
18 апреля 1951 года, с Европейским Экономическим Сообществом и Европейским
агенством атомной энергии (ЕВРОАТОМ), основанных Римским соглашением 1957 года.
Целью создания ЕЭС было
объявлено достижение “всестороннего развития экономической деятельности” в
масштабах всего сообщества, “постоянного и равномерного развития, возрастающей
стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между
государствами, которые оно объединяет”, путём создания “Общего рынка”. Под “Общим рынком” мыслится такая интеграция
национальных рынков стран-участниц, в которой предусматривается: постепенное
устранение всех ограничений в торговле между ними; введение общего таможенного
тарифа в торговле с третьими странами; устранение препятствий для свободного
передвижения “лиц, товаров и услуг”; проведение общей политики в области
транспорта и хозяйства; разработка принципов согласования экономической
политики стран-участниц; установление единообразных правил конкуренции, сближение
законодательств стран-участниц.
2. Преобразование ЕЭС
в ЕС.
На заседании Европейского
Совета, которое прошло 9-10 декабря 1991 года в Маастрихте, главы государств и
правительств стран Европейского Сообщества подписали соглашение о политическом
союзе и договор об экономическом союзе, которые вместе составляют Договор о
Европейском Союзе. Договор стал действующим 1 ноября 1993 года после его
ратификации всеми сторонами.
Сразу после ратификации
Маастрихтского договора начали действовать новые структуры и процедуры, отныне
бывшее Европейское Сообщество полностью преобразовалось в Европейский Союз.
Этот Союз держится на трёх “столбах”. Первый – то Сообщество, основанное Парижским
и Римским договорами, которые впоследствии были дополнены Единым европейским
актом 1986 года. Два другие, соответственно с положениями Договора о
Европейском Союзе, поддерживают преимущественно межправительственное
сотрудничество, отличное от совместной работы в рамках Сообщества, регулируемой
его собственным “законодательством”. Второй “столб” – это совместная внешняя
политика и политика в отрасли безопасности, которая ныне формируется в рамках
ЕС. Маастрихтский Договор рассматривает Западноевропейский Союз (ЗЕС) как
неотъемлемую составную часть Европейского Союза и уполномачивает его
вырабатывать и воплощать в жизнь решения и меры Европейского Союза, которые
имеют оборонное значение. Третий “столб” – это сотрудничество, начатое членами
Европейского Союза в таких отраслях, как гражданское и уголовное право и
внутренние дела.
На встрече государств –
членов ЗЕС, созванной в Маастрихте одновременно с заседанием Европейского
Совета, была обнародована декларация, в которой государствам Европейского Союза
предлагалось стать полноправными членами ЗЕС или наблюдателями, а другие
европейские страны – члены НАТО приглашались в ассоциативное членство в ЗЕС.
Договором о Европейском
Союзе предусматривалось созвать в 1996 году следущую межправительственную конференцию
для оценки достигнутых результатов и подготовке и передачи в Европейский Совет
доклада про прогресс и приобретенный опыт в отрасли внешней политики и политики
безопасности.
В июне 1993 года Европейский
Совет объявил, что страны Восточной Европы, которые подписали “европейские
соглашения”, могут быть приглашены к членству в Европейском Союзе. Итак, 10
стран Центральной и Восточной Европы признаны претендентами на вступление в ЕС.
На заседании Европейского Совета, которое прошло в июне 1994 года на о.Корфу, были
достигнуты договоренности про то, что на следующем этапе процесса расширения ЕС
к нему присоединятся Кипр и Мальта. Новый шаг в развитии процесса расширения ЕС
достигнут в декабре 1994 года, когда Европейский совет на своем заседании в
Эссене одобрил решение о подготовке стран – претендентов на членство в ЕС.
3. Структура
институтов ЕС.
В рамках Сообщества, которое
является главной основой Союза, существует пять главных институтов.
Комиссия уполномочена разрабатывать новые законодательные акты и политические
инициативы, а также осуществлять контроль за соблюдением законодательства. Она
выступает также в роли охранителя права Европейского Сообщества и может
передавать дела на рассмотрение Европейского суда. Комиссия является
исполнительным органом Срюза и состоит из двадцати комиссаров, назначенных
государствами-членами для работы в Комиссии в течение пяти лет.
Совет ЕС рассматривает
предложения, данные Комиссией, и является руководящим органом Союза. Его
компетенция распространяется на сферы деятельности всех трёх определенных основ
Европейского Союза. В его состав входят министры правительств государств –
членов ЕС. Заседание на уровне министров готовятся Постоянными представителями
государств-членов.
Европейский парламент старательно изучает законопроекты Сообщества и, в случае
надобности, даёт согласие на предоставление законопроекту силы закона. С
момента ратификации Договора о Европейском Союзе Европарламент имеет право
одобрить вместе с Советом общие решения в некоторых отраслях. Первые прямые
выборы в Европейский парламент прошли в июне 1979 года.
Европейский суд – наивысшая инстанция по вопросам “права Сообщества”. Судьи, которые
входят в его состав (по одному от каждой страны плюс Председатель суда), разрешают
споры, которые возникают в связи с толкованием “права Сообщества”. Они наделены
правом отменять решения, которые, на их взгляд, противоречат учредительным
договорам Сообщества. Решения Суда обязательны для Комиссии, национальных
правительств, юридических и физических лиц.
Контрольно-финансовая палата завершает перечень главных институтов ЕС. Её задание
– контролировать финансовую деятельность ЕС, следить за тем, чтобы средства
использовались по назначению, и выявлять случаи мошенничества.
4. Бюджет ЕС.
До 1970 года бюджет ЕЭС
складывался из взносов участников. С 1970 года Общий Рынок начал формировать
собственный бюджет. Его источниками были: ввозные пошлины на
сельскохозяйственную продукцию между ценой импортёра и внешней ценой, таможенные
пошлины, небольшой процент от НДС.
С 1988 года бюджет
формируется путём отчисления от 1,2% до 3% валового общего продукта всех
государств-участниц.
Расходная часть бюджета:
-
73%
идёт на разного рода субсидии и прочего родарасходы, касающиеся
сельскохозяйственного производства;
-
5,8%
идёт на поддержку региональной политики и субсидии менее развитым странам;
-
2,6%
составляют расходы на науку и опытно-конструктивные разработки в энергетике, промышленности
и транспорте;
-
3,8%
- экономическая помощь развивающимся странам;
-
4,7%
- содержание аппарата;
-
4,4%
- прочие расходы.
5. Экономическая и
политическая деятельность ЕС.
В основе политики ЕС заложены
5 принципов:
1.
Свободная
торговля.
2.
Свободное
передвижение граждан по ЕС.
3.
Свободный
выбор места жительства в ЕС.
4.
Свобода
предоставления услуг.
5.
Свободный
трансфер капитала.
К 1991 году эти 5 принципов
воплотились в единый внутренний рынок: беспошлинная торговля, торговля без
постановлений-квот, единая система пошлин по всем внешним странам, введён
единый паспорт, единая денежная единица.
Движение к еврорынку во
многом обусловлено конкурентными соображениями. По темпам экономического роста,
производительности труда и динамике экспорта, особенно в наукоёмких отраслях, страны Западной Европы
в 80-е годы стали отставать от своих заокеанских конкурентов. При изучении
причин вялых темпов экономического роста и самого высокого уровня безработицы
по сравнению с другими регионами Запада, эксперты пришли к выводу, что в числе
первостепенных преимуществ соперников важное место принадлежит масштабам их
внутренних рынков.
Ёмкий внутренний рынок
позволяет, например, обеспечивать относительно более низкие издержки
производства. На таком рынке быстрее формируются крупные компании, готовые к
конкуренции с иностранными соперниками в различных регионах и секторах мирового
хозяйства.
Создание единого еврорынка в
конечном счёте обеспечит огромный экономический эффект. Его формирование
придаст дополнительный импульс к технологическому развитию региона. В результате
укрупнения своей доли на еврорынке наиболее конкурентноспособные компании
получат возможность в значительно больших масштабах возмещать затраты на проведение дорогостоящих
научно-исследовательских работ. В выигрыше окажутся наукоёмкие отрасли, которые
в XXI в. будут определять экономическое “лицо” той или иной страны или
региона.
Процесс создания единого
европейского рынка начался с одобрения в 1986 году Единого европейского акта, который
приобрёл силу в 1993 году. Единый европейский рынок призванный обеспечить
свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и людей в межах территории
Европейского Союза. В целом, компетенция ЕС распространяется на 17 политических
сфер, которые охватывают право свободного перемещения в рамках единого рынка, транспорт,
конкурентное право и налогообложе-ние, экономические и валютные дела, социальную
политику, проблемы развития и защиты окружающей среды.
В международном плане Союз
подписал соглашения со странами Среднеземноморского региона, Ближнего Востока, Южной
Америки и Азии. К конвенции Ломе присоединились семдесят стран африканского, карибского
и тихоокеанского регионов. Европейский Союз также поддерживает постоянный
диалог с Соединёнными Штатами по политическим и экономическим вопросам, которые
представляют взаимный интерес, и проводит с ними прямые торговые и
инвестиционные переговоры, в том числе в контексте вопросов, касающихся
Генерального соглашения про тарифы и торговлю (ГАТТ). ГАТТ наделило правом для
страны, куда поступает товар, введение дополнительных антидемпинговых пошлин.
С начала кризиса в бывшей
Югославии и распада югославской федерации Европейский Союз играет важную роль в
попытках восстановить мир в этом регионе и направить гуманитарную помощь
постигнутой войной общественности в зоне конфликта. Лондонская конференция, посвящённая
проблемам Югославии, которая прошла в августе 1992 года под
сопредседательствованием Генерального секретаря ООН и Премьер-министра
Великобритании (в то время Председателя Европейского Совета), была для ЕС новой
формой внешне-политической деятельности и одновременно первым примером
международной акции, осуществлённой совместно Европейским Союзом и Организацией
Объединённых Наций. Высокий уровень сотрудничества присущий также деятельности
высоких должностных лиц, назначенных ООН и ЕС для ведения переговоров и
председательствования на Женевской конференции по делам на Балканах, основанной
согласно решения Лондонской конфе-ренции.
Современная ситуация на
Ближнем Востоке с особой силой
обозначила уязвимость международных позиций каждой из стран – участниц ЕС в
случае сохранения их относительной разобщённости, и напротив, продемонстрировала
реальную возможность резкого роста западноевропейского престижа и влияния в
мире при опоре на наделённое необходимыми полномочиями Сообщество. Вероятность
возникновения региональных кризисов побудила руководителей стран ЕС сконцен-трировать
внимание на вопросах совместной политики в области обороны и безопасности.
6. Единая европейская
валюта.
В 1971 году была введена
единая валюта – ЭКЮ. Это стало предпосылкой обязательному проведению единой
экономической политики. Базой для установления курса ЭКЮ служат курсы валют
входящих в ЕС государств. Курс ЭКЮ устанавливается ежедневно комиссией
Европейского Сообщества и публикуется в ведомостях. С 1.01.1999 года введена
новая валюта – евро. Примерный курс евро к доллару на европейских валютных
биржах - $1,17. В перспективе же долларовая зона вне США станет сужаться: эксперты
предсказывают рост экономики стран еврозоны и укрепление евро. А через 20 лет, как
считают европейские бизнесмены, евро займёт место доллара в международных
расчётах. В евро проконвертируют и все государственные и частные “авансы и
долги”, причём новые кредиты государствам и предпринимателям будут выдаваться
только в безналичных евро.
С 1 января 2002 года евро поступит
в обращение в наличной форме – в виде монет и банкнот. Европейцы, попавшие в
еврозону, врядли испытают недостаток наличных дензнаков: к 2002 году будет отпечатано
12 млрд. банкнот евро различного достоинства.
В первое время в “зоне евро”
должно прибавиться безработных. Мтновенно стали не нужны многочисленные посредники
между покупателями и продавцами из разных стран.
В Германии радуются новой
валюте особенно бурно. Хотя большинство немцев жалеет, что надо расставаться с
маркой, однако нельзя не видеть, что именно ФРГ будет играть самую важную роль
в Европейском Союзе. Германия сегодня – третье по экономической мощи
государство в мире и первое – в Европе. Именно немецкая деловая столица
Франкфурт становится теперь деловой столицей “зоны евро”, а новый главный
банкир Европы Вим Дуйзенберг хотя и голландец по происхождению, но известен как
последователь немецкой финансовой школы. А с 1 января в руки канцлера Шредера
перешла очередь руководить Евросоюзом – на шесть месяцев.
Введение общеевропейской валюты должно привести к дальнейшему
расширению экономической и полической интеграции, большей независимости от
азиатского валютного рынка и состояния курса американского доллара, а также
обезопасить финансовые системы внутри ЕС от экономических кризисов.