Классический лицей при ЗГУ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:  “Европейский Союз

 

 

 

 

 

                                           выполнил:

                                            

                                           руководитель:ТенО.Б.

 

 

 

 

 

 

г. Запорожье

1999
План.

 

1.   История создания ЕЭС.

2.   Преобразование ЕЭС в ЕС:

а) Маастрихтский договор;

б) основы ЕС;

в) дальнейшее расширение ЕС.

3.   Структура институтов ЕС.

4.   Бюджет ЕС.

5.   Экономическая и политическая деятельность ЕС:

а) формирование единого внутреннего рынка;

б) международные вопросы.

              6.  Единая европейская валюта.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История создания ЕЭС.

Европейское сообщество – объединение государств стремящихся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов.

Европейский союз создан на основе Римского договора, подписанного 25 марта 1957 года Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Германией и Францией. В 1973 году к этим странам присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, в 1981 году – Греция, а в 1986 году – Испания и Португалия.

Австрия, Финляндия и Швеция стали членами Союза в январе 1995 года, после того как вопрос о вступлении в ЕС был одобрен в июне, октябре и ноябре 1994 года. Вопрос о присоединении к ЕС Норвегии был положительно решен на переговорах, но вовремя общенационального референдума 27-28 ноября 1994 года 52,5% норвежцев из тех, что участвовали в референдуме, проголосовали против членства в Европейском Союзе. Сейчас в состав ЕС входит 17 государств: Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург, Голландия, Дания, Греция, Англия, Ирландия, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Чехия и Словакия.  

Европейское Сообщество было создано в результате слияния Европейского объединения угля и стали, основанного 18 апреля 1951 года, с Европейским Экономическим Сообществом и Европейским агенством атомной энергии (ЕВРОАТОМ), основанных Римским соглашением 1957 года.

Целью создания ЕЭС было объявлено достижение “всестороннего развития экономической деятельности” в масштабах всего сообщества, “постоянного и равномерного развития, возрастающей стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между государствами, которые оно объединяет”, путём создания “Общего рынка”. Под  “Общим рынком” мыслится такая интеграция национальных рынков стран-участниц, в которой предусматривается: постепенное устранение всех ограничений в торговле между ними; введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; устранение препятствий для свободного передвижения “лиц, товаров и услуг”; проведение общей политики в области транспорта и хозяйства; разработка принципов согласования экономической политики стран-участниц; установление единообразных правил конкуренции, сближение законодательств стран-участниц.

 

2. Преобразование ЕЭС в ЕС.

На заседании Европейского Совета, которое прошло 9-10 декабря 1991 года в Маастрихте, главы государств и правительств стран Европейского Сообщества подписали соглашение о политическом союзе и договор об экономическом союзе, которые вместе составляют Договор о Европейском Союзе. Договор стал действующим 1 ноября 1993 года после его ратификации всеми сторонами.

Сразу после ратификации Маастрихтского договора начали действовать новые структуры и процедуры, отныне бывшее Европейское Сообщество полностью преобразовалось в Европейский Союз. Этот Союз держится на трёх “столбах”. Первый – то Сообщество, основанное Парижским и Римским договорами, которые впоследствии были дополнены Единым европейским актом 1986 года. Два другие, соответственно с положениями Договора о Европейском Союзе, поддерживают преимущественно межправительственное сотрудничество, отличное от совместной работы в рамках Сообщества, регулируемой его собственным “законодательством”. Второй “столб” – это совместная внешняя политика и политика в отрасли безопасности, которая ныне формируется в рамках ЕС. Маастрихтский Договор рассматривает Западноевропейский Союз (ЗЕС) как неотъемлемую составную часть Европейского Союза и уполномачивает его вырабатывать и воплощать в жизнь решения и меры Европейского Союза, которые имеют оборонное значение. Третий “столб” – это сотрудничество, начатое членами Европейского Союза в таких отраслях, как гражданское и уголовное право и внутренние дела.  

На встрече государств – членов ЗЕС, созванной в Маастрихте одновременно с заседанием Европейского Совета, была обнародована декларация, в которой государствам Европейского Союза предлагалось стать полноправными членами ЗЕС или наблюдателями, а другие европейские страны – члены НАТО приглашались в ассоциативное членство в ЗЕС.

Договором о Европейском Союзе предусматривалось созвать в 1996 году следущую межправительственную конференцию для оценки достигнутых результатов и подготовке и передачи в Европейский Совет доклада про прогресс и приобретенный опыт в отрасли внешней политики и политики безопасности.

В июне 1993 года Европейский Совет объявил, что страны Восточной Европы, которые подписали “европейские соглашения”, могут быть приглашены к членству в Европейском Союзе. Итак, 10 стран Центральной и Восточной Европы признаны претендентами на вступление в ЕС. На заседании Европейского Совета, которое прошло в июне 1994 года на о.Корфу, были достигнуты договоренности про то, что на следующем этапе процесса расширения ЕС к нему присоединятся Кипр и Мальта. Новый шаг в развитии процесса расширения ЕС достигнут в декабре 1994 года, когда Европейский совет на своем заседании в Эссене одобрил решение о подготовке стран – претендентов на членство в ЕС.

 

3. Структура институтов ЕС.

В рамках Сообщества, которое является главной основой Союза, существует пять главных институтов.

Комиссия уполномочена разрабатывать новые законодательные акты и политические инициативы, а также осуществлять контроль за соблюдением законодательства. Она выступает также в роли охранителя права Европейского Сообщества и может передавать дела на рассмотрение Европейского суда. Комиссия является исполнительным органом Срюза и состоит из двадцати комиссаров, назначенных государствами-членами для работы в Комиссии в течение пяти лет.

 Совет ЕС рассматривает предложения, данные Комиссией, и является руководящим органом Союза. Его компетенция распространяется на сферы деятельности всех трёх определенных основ Европейского Союза. В его состав входят министры правительств государств – членов ЕС. Заседание на уровне министров готовятся Постоянными представителями государств-членов.

Европейский парламент старательно изучает законопроекты Сообщества и, в случае надобности, даёт согласие на предоставление законопроекту силы закона. С момента ратификации Договора о Европейском Союзе Европарламент имеет право одобрить вместе с Советом общие решения в некоторых отраслях. Первые прямые выборы в Европейский парламент прошли в июне 1979 года.

Европейский суд – наивысшая инстанция по вопросам “права Сообщества”. Судьи, которые входят в его состав (по одному от каждой страны плюс Председатель суда), разрешают споры, которые возникают в связи с толкованием “права Сообщества”. Они наделены правом отменять решения, которые, на их взгляд, противоречат учредительным договорам Сообщества. Решения Суда обязательны для Комиссии, национальных правительств, юридических и физических лиц.

Контрольно-финансовая палата завершает перечень главных институтов ЕС. Её задание – контролировать финансовую деятельность ЕС, следить за тем, чтобы средства использовались по назначению, и выявлять случаи мошенничества.

 

4. Бюджет ЕС.

До 1970 года бюджет ЕЭС складывался из взносов участников. С 1970 года Общий Рынок начал формировать собственный бюджет. Его источниками были: ввозные пошлины на сельскохозяйственную продукцию между ценой импортёра и внешней ценой, таможенные пошлины, небольшой процент от НДС.

С 1988 года бюджет формируется путём отчисления от 1,2% до 3% валового общего продукта всех государств-участниц.

Расходная часть бюджета:

-                   73% идёт на разного рода субсидии и прочего родарасходы, касающиеся сельскохозяйственного производства;

-                   5,8% идёт на поддержку региональной политики и субсидии менее развитым странам;

-                   2,6% составляют расходы на науку и опытно-конструктивные разработки в энергетике, промышленности и транспорте;

-                   3,8% - экономическая помощь развивающимся странам;

-                   4,7% - содержание аппарата;

-                   4,4% - прочие расходы.

 

5. Экономическая и политическая деятельность ЕС.

В основе политики ЕС заложены 5 принципов:

1.    Свободная торговля.

2.    Свободное передвижение граждан по ЕС.

3.    Свободный выбор места жительства в ЕС.

4.    Свобода предоставления услуг.

5.    Свободный трансфер капитала.

 

К 1991 году эти 5 принципов воплотились в единый внутренний рынок: беспошлинная торговля, торговля без постановлений-квот, единая система пошлин по всем внешним странам, введён единый паспорт, единая денежная единица.

Движение к еврорынку во многом обусловлено конкурентными соображениями. По темпам экономического роста, производительности труда и динамике экспорта, особенно  в наукоёмких отраслях, страны Западной Европы в 80-е годы стали отставать от своих заокеанских конкурентов. При изучении причин вялых темпов экономического роста и самого высокого уровня безработицы по сравнению с другими регионами Запада, эксперты пришли к выводу, что в числе первостепенных преимуществ соперников важное место принадлежит масштабам их внутренних рынков.

Ёмкий внутренний рынок позволяет, например, обеспечивать относительно более низкие издержки производства. На таком рынке быстрее формируются крупные компании, готовые к конкуренции с иностранными соперниками в различных регионах и секторах мирового хозяйства.

Создание единого еврорынка в конечном счёте обеспечит огромный экономический эффект. Его формирование придаст дополнительный импульс к технологическому развитию региона. В результате укрупнения своей доли на еврорынке наиболее конкурентноспособные компании получат возможность в значительно больших масштабах  возмещать затраты на проведение дорогостоящих научно-исследовательских работ. В выигрыше окажутся наукоёмкие отрасли, которые в XXI в. будут определять экономическое “лицо” той или иной страны или региона.

Процесс создания единого европейского рынка начался с одобрения в 1986 году Единого европейского акта, который приобрёл силу в 1993 году. Единый европейский рынок призванный обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и людей в межах территории Европейского Союза. В целом, компетенция ЕС распространяется на 17 политических сфер, которые охватывают право свободного перемещения в рамках единого рынка, транспорт, конкурентное право и налогообложе-ние, экономические и валютные дела, социальную политику, проблемы развития и защиты окружающей среды.

 

В международном плане Союз подписал соглашения со странами Среднеземноморского региона, Ближнего Востока, Южной Америки и Азии. К конвенции Ломе присоединились семдесят стран африканского, карибского и тихоокеанского регионов. Европейский Союз также поддерживает постоянный диалог с Соединёнными Штатами по политическим и экономическим вопросам, которые представляют взаимный интерес, и проводит с ними прямые торговые и инвестиционные переговоры, в том числе в контексте вопросов, касающихся Генерального соглашения про тарифы и торговлю (ГАТТ). ГАТТ наделило правом для страны, куда поступает товар, введение дополнительных антидемпинговых пошлин.

С начала кризиса в бывшей Югославии и распада югославской федерации Европейский Союз играет важную роль в попытках восстановить мир в этом регионе и направить гуманитарную помощь постигнутой войной общественности в зоне конфликта. Лондонская конференция, посвящённая проблемам Югославии, которая прошла в августе 1992 года под сопредседательствованием Генерального секретаря ООН и Премьер-министра Великобритании (в то время Председателя Европейского Совета), была для ЕС новой формой внешне-политической деятельности и одновременно первым примером международной акции, осуществлённой совместно Европейским Союзом и Организацией Объединённых Наций. Высокий уровень сотрудничества присущий также деятельности высоких должностных лиц, назначенных ООН и ЕС для ведения переговоров и председательствования на Женевской конференции по делам на Балканах, основанной согласно решения Лондонской конфе-ренции.

Современная ситуация на Ближнем Востоке  с особой силой обозначила уязвимость международных позиций каждой из стран – участниц ЕС в случае сохранения их относительной разобщённости, и напротив, продемонстрировала реальную возможность резкого роста западноевропейского престижа и влияния в мире при опоре на наделённое необходимыми полномочиями Сообщество. Вероятность возникновения региональных кризисов побудила руководителей стран ЕС сконцен-трировать внимание на вопросах совместной политики в области обороны и безопасности.

 

6. Единая европейская валюта.

В 1971 году была введена единая валюта – ЭКЮ. Это стало предпосылкой обязательному проведению единой экономической политики. Базой для установления курса ЭКЮ служат курсы валют входящих в ЕС государств. Курс ЭКЮ устанавливается ежедневно комиссией Европейского Сообщества и публикуется в ведомостях. С 1.01.1999 года введена новая валюта – евро. Примерный курс евро к доллару на европейских валютных биржах - $1,17. В перспективе же долларовая зона вне США станет сужаться: эксперты предсказывают рост экономики стран еврозоны и укрепление евро. А через 20 лет, как считают европейские бизнесмены, евро займёт место доллара в международных расчётах. В евро проконвертируют и все государственные и частные “авансы и долги”, причём новые кредиты государствам и предпринимателям будут выдаваться только в безналичных евро.

С 1 января 2002 года евро поступит в обращение в наличной форме – в виде монет и банкнот. Европейцы, попавшие в еврозону, врядли испытают недостаток наличных дензнаков: к 2002 году будет отпечатано 12 млрд. банкнот евро различного достоинства.

В первое время в “зоне евро” должно прибавиться безработных. Мтновенно стали не нужны многочисленные посредники между покупателями и продавцами из разных стран.

В Германии радуются новой валюте особенно бурно. Хотя большинство немцев жалеет, что надо расставаться с маркой, однако нельзя не видеть, что именно ФРГ будет играть самую важную роль в Европейском Союзе. Германия сегодня – третье по экономической мощи государство в мире и первое – в Европе. Именно немецкая деловая столица Франкфурт становится теперь деловой столицей “зоны евро”, а новый главный банкир Европы Вим Дуйзенберг хотя и голландец по происхождению, но известен как последователь немецкой финансовой школы. А с 1 января в руки канцлера Шредера перешла очередь руководить Евросоюзом – на шесть месяцев.

 Введение общеевропейской валюты должно привести к дальнейшему расширению экономической и полической интеграции, большей независимости от азиатского валютного рынка и состояния курса американского доллара, а также обезопасить финансовые системы внутри ЕС от экономических кризисов. 

        

 

                                            

Hosted by uCoz