Юридическая природа международного права

§ 1. Понятие международного права

§ 2. Форма, источники международного права

§ 3. Субъекты международного права

§ 4. Объект международного права

§ 5. Функции международного права

§ 6. Юридически обязательная сила международного права

§ 7. Международное право и политика

§ 8. Идеология и международное право

§ 9. Религия и международное право

 

§ 1. Понятие международного права

Международное правоэто система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обес­печения мира и сотрудничества. Определение отражает на­иболее важные черты международного права, которое пред­ставляет собой систему норм, структурно организованных на базе единых целей и принципов. Речь идет именно о междуна­родных нормах, которые обладают юридической силой и соот­ветствующим механизмом действия. В арсенале их реализа­ции имеются средства, которые не свойственны иным видам международных норм, например политическим, моральным и т. д. Ibi jus, ibi remediam (где право, там и средства его защиты).

Определение отражает главную функцию международного права — регулирование межгосударственных отношений. Этим определяются его характерные черты. Оно должно быть та­ким, чтобы быть способным регулировать особую разновид­ность общественных отношений — межгосударственных, т. е. отношений, в которых участвуют суверенные государства. По­этому механизм формирования и действия норм международно­го права — особый, он носит межгосударственный, а не надгосударственный характер.

Под межгосударственными понимаются отношения с учас­тием государств, межгосударственных организаций и государ-ствоподобных образований, таких, например, как нация, бо­рющаяся за создание собственного государства, вольный го­род. В результате определение дает представление и о таком важном признаке международного права, как круг его субъек­тов. Наконец, в нем отражены и основные цели международно­го права — мир и сотрудничество.

В основу определения положено наиболее распространенное понимание международного права как совокупности юридичес­ких норм, регулирующих межгосударственные отношения.

Вместе с тем нельзя обойти молчанием то обстоятельство, что такое, казалось бы, бесспорное понимание предмета оспа­ривается практически по всем пунктам. Некоторые специалис­ты пытаются расширить понятие международного права за счет включения в него, помимо норм, иных явлений. В отечествен­ной литературе была сделана, например, попытка включить в это понятие также правоотношения (В. М. Шуршалов), но она не нашла сторонников. Для школы естественного права типич­но отнесение к международному праву норм морали, в то вре­мя как представители социологической школы зачастую ото­ждествляют норму с фактическим положением вещей. Широ­кое распространение, прежде всего в США, получило течение «правового реализма», идеологи которого видят в междуна­родном праве не совокупность норм, а процесс (М. Каплан, Н. Катценбах). Школа «политически ориентированного подхо­да» понимает международное право как процесс принятия власт­ных решений (М. Макдугал, США) или даже как выводимые из фактов жизни нормативные ожидания (М. Ризман, США). Отдельные ученые высказывают и вовсе нигилистические мне­ния, рассматривая право лишь как форму аргументации при попытках добиться от кого-либо определенного поведения (А. Д'Амато, США).

Принижение значения правовых норм ведет к «растворе­нию» права в политике. Эта тенденция имеет глубокие корни в сознании политиков и дипломатов, которые, как отмечает быв­ший юридический советник МИД Японии Я. Шатаро, нередко полагают, что международное право — пограничное явление между правом и политикой. Однако отождествление права и политики чревато серьезными последствиями: право лишает­ся специфических юридических средств воздействия на пове­дение субъектов, а политика утрачивает такое важное средст­во своего осуществления, как право.

Сторонники расширения понятия международного права путем включения в него иных явлений ссылаются на необхо­димость «деформализации» права. Замечу в этой связи, что формализация права, его источников, правотворческого и пра-воосуществительного процессов представляет характерную черту права. Формализация — одно из условий эффективнос­ти международного права, а также определенная гарантия прав его субъектов. Поэтому «деформализация» права не может не вести к снижению его роли.

Ставятся под сомнение и такие основные понятия междуна­родного права, как его субъекты и объект регулирования. Ссы­лаясь на правосубъектность индивидов в определенных меж­дународно-правовых отношениях, некоторые специалисты пред­лагают даже изменить само наименование международного права, предлагая вместо него такие термины, как «транснациональное право», «мировое право», «всемирное право», «гло­бальное право».

Вопреки довольно распространенному мнению индивид не может наряду с государством участвовать во властных меж­дународных отношениях, в создании и осуществлении норм международного права. Попытка слить воедино нормы с раз­личными механизмами действия и с их помощью регулиро­вать международные связи разного уровня способна лишь внести путаницу и снизить эффективность правового регулирования.

Общая черта отмеченных концепций — игнорирование зна­чения объекта правового регулирования для определения ха­рактерных черт и методов действия соответствующей право­вой системы. При этом различные общественные отношения механически объединяются, а соответственно объединяются и нормы, относящиеся к различным правовым системам. Подо­бные концепции, на наш взгляд, носят в основном схоластичес­кий характер, и не случайно, что они не находят признания в международной практике. Это относится и к практике Меж­дународного Суда ООН, несмотря на то, что отдельные его члены высказывают взгляды, характерные для упомянутых концепций1.

Несмотря на схоластический характер отмеченных концеп­ций, они не лишены теоретического значения. Положение при­мерно такое же, как с «высокой модой»: далеко не все предла­гаемые ею одеяния войдут в жизнь, но заложенные в них идеи, находки, элементы стимулируют развитие этого искусства.

Как мы видели, ставится под сомнение даже само наимено­вание международного права. Оно действительно не является таковым в прямом смысле этого термина, поскольку народы не могут быть его субъектами. Наименование это сложилось ис­торически. В средние века, когда возникла идея создания пра­ва, регулирующего отношения между государствами, юристы в поисках необходимого термина обратились к авторитету римского права, которое, однако, не знало подобного понятия. В нем имелось понятие «jus gentium» (право народов), к кото­рому относили нормы, регулировавшие отношения римских граждан с иностранцами и последних между собой на терри­тории Рима, а также нормы, общие для многих стран. В даль­нейшем название было модифицировано — «jus inter gentes» ;

(«право между народами», или «международное право»),    

В разных языках этот термин имеет смысловые оттенки. В | английском, французском и итальянском языках термины «in- I ternational law», «droit international», «diritto internazionale» , имеют значение межгосударственного права (поскольку тер- i мин «nation» означает, в частности, «государство», «страна»). :

В литературе на этих языках используются и такие наимено­вания: «law of nations», «droit des gens», «diritto delle genti». Проблема существует для других языков, например славянс­ких и немецкого'. На нее издавна обращали внимание россий­ские и немецкие авторы (В. А. Незабитовский, Н. М. Коркунов, И. Кант, Ф. Лист, Г. Еллинек и др.).

Замечу, что в 50-е гг., в период подъема движения народов за мир, некоторые советские юристы (Ф. И. Кожевников и др.) писали, что термин «международное право» приобретает свой | подлинный смысл как право между народами. Ныне также встречаются юристы, которые, ссылаясь на возрастание роли «негосударственных образований» в формировании глобаль­ной правовой системы, предлагают восстановить название «пра­во народов» (М. Джейнис, США).

Представляется, что некоторая условность названия не имеет. существенного значения. Термин «международное право» ут­вердился в теории и практике. В славянских языках межгосу­дарственные отношения именуются международными. Кроме того, условность терминологии — нередкое явление в между­народной практике. Вспомним хотя бы, что «Организация Объ­единенных Наций» — русский эквивалент английского наиме­нования «United Nations», которое было бы правильнее пере­вести как «Объединенные государства»: ведь членами ООН яв­ляются не «нации», а государства.

Рассматриваемое нами право нередко именуют «междуна­родным публичным правом», отличая его таким образом от

международного частного права. Между тем и другим сущес­твует определенная связь. Следует, однако, учитывать, что это совершенно различные виды права. Нормы международного частного права — часть национальной правовой системы, они создаются государством самостоятельно и регулируют не пуб­лично-правовые, а частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Осуществляется такое регулирова­ние при помощи специфических коллизионных норм1. Задача международного частного права — регулировать коллизии между нормами правовых систем разных стран. Поэтому его вторым, возможно, более точным названием является «колли­зионное право».

§ 2. Форма, источники международного права

Форма имеет особое значение для права. В Древнем Риме говорили: forma legalis forma essentialis (юридическая форма важна). Если рассматривать международное право в его взаи­мосвязи с иными социальными явлениями, то оно выступает в качестве юридической формы международных отношений. В силу своей относительной самостоятельности эта форма спо­собна оказывать регулирующее воздействие на международ­ные отношения.

Вместе с тем международное право имеет свои собственные форму и содержание, представляя собой их единство. Разуме­ется, главная роль принадлежит содержанию. На социальное содержание международного права издавна существовали раз­ные взгляды. Его видели, например, в велении Божьем, в тре­бованиях разума или справедливости и др. Однако преоблада­ющей стала точка зрения, согласно которой содержанием норм международного права является согласованная воля государств. Гегель писал, что со времен Руссо распространенным стало воззрение, согласно которому субстанцией права должна быть воля. В норме выражена общая воля субъектов, сформирован­ная путем согласования их воль.

Как в прошлом, так и ныне встречаются авторитетные юрис­ты, полагающие, будто воля государства является фикцией2. В действительности воля государства — вполне реальное явле­ние, находящее выражение в деятельности его органов. Это

положение издавна признается в международной практике, включая практику судебную. В известном решении Постоян­ной палаты международного правосудия по делу парохода «Лотос» говорилось: «Международное право регулирует отно­шения между независимыми государствами. Поэтому обяза­тельные для государства нормы права порождаются свобод­ной волей последних, выраженной в конвенциях или общепри­нятых обычаях...»'.

Согласованная, общая воля государств не представляет со­бой простую сумму воль субъектов. Она — итог взаимодейст­вия, отражающий условия внутренней и международной жиз­ни государств. В результате согласованная воля есть нечто новое. Все это вовсе не следует понимать так, будто в процессе создания норм согласовываются воли государств в целом: со­гласование ограничивается рамками нормы, за ее пределами воли могут принципиально различаться.

Согласованная воля обязывает участников. В этом — цель и смысл всего процесса. Характер обязательной силы созданной нормы также определяется согласованной волей участников, которые могут наделить согласованное правило юридической или только морально-политической силой.

Волевой характер носят и нормы, создаваемые междуна­родными организациями. Последние представляют собой сис­тему взаимодействия государств-членов. Выработанная в про­цессе такого взаимодействия воля представляет относительно самостоятельное явление, не тождественное простой сумме воль ее членов. Это верно и с чисто юридической точки зрения. Признание за организацией статуса субъекта международно­го права означает тем самым признание наличия у нее со­бственной воли2.

Созданная согласованной волей субъектов, норма остается постоянно связанной с нею, как форма с содержанием. Благо­даря этой связи содержание нормы адаптируется к меняю­щимся условиям. Без такой подвижности содержания норма быстро отстала бы от жизни и стала бы чисто формальной. Этот момент нашел отражение в международно-правовом акте, регулирующем действие норм международного права. Венс­кая конвенция о праве международных договоров 1969 г. пред­усматривает, что при толковании наряду с контекстом догово­ра учитывается последующая практика его применения. Из сказанного следует, что эффективность нормы общего между­народного права зависит от того, насколько полно она отража­ет согласованную волю большинства субъектов.

Если социальным содержанием международного права явля­ется согласованная воля субъектов, то его юридическим содер­жанием — правило поведения. Международное право сущес­твует в форме норм. Будучи формой права, юридическая норма обладает своим содержанием. Юридическим содержанием нор­мы является правило поведения. Если нормы представляют со­бой необходимую внутреннюю форму существования междуна­родного права, то его внешней формой, т. е. способом выраже­ния, являются обычай, договор и правотворческие решения меж­дународных организаций. Эти официально-юридические фор­мы существования международно-правовых норм именуют ис­точниками международного права. Понятие «источник» вклю­чает и функцию создания норм международного права.

Термин «источники международного права» давно нашел признание в теории и практике. Юрист из Финляндии В. Хейсканен пишет, что «концепция источников представляется од­ной из наиболее устоявшихся и вместе с тем сложных творе­ний международно-правовой доктрины»'. Посвященная источ­никам литература весьма обширна2.

Вместе с тем есть и критики концепции источников. Некото­рые из них считают, что проблема источников является «веч­нозеленой» (Я. Броунли, Великобритания); другие пишут о кризисе науки об источниках (Р. Гейгер, Австрия) либо даже предлагают вообще отказаться от этого понятия3. Однако оно настолько основательно утвердилось в теории и практике, что отказ от него представляется маловероятным.

Поскольку источники являются официально-юридической формой существования норм, то крут источников должен быть установлен самим международным правом. Общепризнанны­ми источниками являются договор и обычай. В этом качестве о них говорится, например, в Венской конвенции о праве меж­дународных договоров 1969 г. При определении круга источ­ников ссылаются также на ст. 38 Статута Международного Суда ООН, в которой говорится, что, решая споры на основании международного права, Суд применяет конвенции, обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными наро­дами. В качестве вспомогательного средства для определения правовых норм могут применяться судебные решения и до­ктрины наиболее квалифицированных специалистов.

Статья 38 подвергается обоснованной критике1. В этом нет ничего удивительного. Она была сформулирована после Пер­вой мировой войны для Постоянной палаты международного правосудия. Нормативный материал того времени был незна­чителен. Отсюда — указание на возможность использования общих принципов права, судебных решений, трудов специа­листов. И наряду с этим не указаны гораздо более важные акты — резолюции международных организаций, хотя они сравнительно редко являются непосредственным источником международного права. В этом качестве они выступают в рам­ках наднациональных организаций (подобных Европейскому Союзу). В других случаях они играют значительную роль в общем процессе формирования норм, результаты которого об­лекаются в форму обычая или договора.

Если договор и обычай являются универсальными источни­ками, юридическая сила которых вытекает из общего между­народного права, то правотворческие решения организаций являются специальным источником, юридическая сила кото­рого определяется учредительным актом соответствующей организации.

Таким образом, своеобразие международного права находит свое выражение в специфике его социального и юридического содержания, а также форм его воплощения. От степени совер­шенства правовой нормы, международно-правового акта в не­малой мере зависит их эффективность. Очевидно поэтому, что рассматриваемые вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение. В подтверждение сошлюсь на то, что значение категорий содержания и формы с самого начала

проявилось в кодификационной деятельности Комиссии меж­дународного права ООН. При обсуждении вопросов кодифика­ции права международных договоров выступавшие отмечали неразрывную связь содержания и формы, а также значение формы1. Известный латиноамериканский юрист Р. Альфаро, в частности, говорил, что форма, приданная соглашению, имеет жизненно важное значение.

формальная определенность — специфическое и необходи­мое свойство международного права. Она находит свое выра­жение в том, что юридически определяются сфера междуна­родных отношений, регулируемых международным правом;

субъекты регулирования, их права и обязанности; правомер­ность и противоправность деятельности; ответственность за правонарушения. Формальная определенность означает так­же по возможности наиболее полное и точное воплощение в установленной форме достигнутого соглашения. Определенность достигается при помощи как специфически правовых, так и общих средств формализации. К числу первых относятся пра­вовые понятия, конструкции, терминология, к числу вторых — формулы, символы, знаки, цифры и др.

Развитие международных отношений ставит сложные зада­чи в рассматриваемой области. Усложнение сотрудничества, распространение его на новые области, необходимость более точного, конкретного регулирования влекут за собой не только увеличение числа норм, но и дополнительные трудности в обес­печении их определенности. Значение этих моментов отмеча­ется как в литературе, так и в практике2.

В наше время международно-правовые акты являются ин­струментом воздействия на общественное сознание, в поддер­жке которого они нуждаются при своем осуществлении. Поэ­тому в договоры, главным образом политические, включаются положения, задача которых — обосновать содержание догово­ра и сам факт его заключения. Некоторые авторы (Б. Зимма, ФРГ) считают, что общая тенденция к политизации содержания договоров снижает их эффективность как актов юридических.

Это соображение отнюдь не лишено смысла. Следует вместе с тем учитывать, что так называемые «политические» положе-ния договора как раз и призваны содействовать его эффектив­ности, правда не правовым, а политическим методом. В общем, оформление согласованных правил поведения становится все более сложным. Нельзя не упомянуть и о своеобразной дипло­матии оформления международно-правовых актов, при помо­щи которой скрываются расхождения в позициях сторон, а порой и подлинное их содержание.

§ 3. Субъекты международного права

Субъекты занимают центральное положение в международ­ном праве, главная задача которого — служить их интересам. Оно призвано регулировать их взаимоотношения. Природа международного права детерминируется характером субъек­тов и их взаимодействия. Особенность статуса субъектов меж­дународного права в том, что они выступают не только носите­лями прав и обязанностей, но и главными действующими ли­цами в создании и осуществлении международно-правовых норм1. Поэтому можно предложить следующее определение:

субъект международного праваэто самостоятельное об­разование, которое благодаря своим возможностям и юриди­ческим свойствам способно обладать правами и обязаннос­тями по международному праву, участвовать в создании и реализации его норм.

Круг субъектов и их правовой статус обусловлены характе­ром системы международных отношений и уровнем развития международного права. Они не могут быть, как полагают неко­торые юристы, плодом произвольного решения2.

Общепризнанными субъектами международного права се­годня являются государства и межгосударственные организа­ции. Не столь надежно признана правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства. Су­ществуют и нетипичные субъекты — Ватикан, вольный город.

Основными субъектами международного права являются государства, что определяется их местом в системе междуна­родных отношений. Право же закрепляет то, что сложилось в жизни и необходимо для функционирования системы. Государства — наиболее могущественные и организованные субъек­ты, сосредоточившие в своих руках основные средства воздей­ствия на международную жизнь. Государства — главные субъ­екты управленческой деятельности на мировой арене. Они опосредуют и контролируют деятельность иных участников меж­дународных связей — административных единиц государства, общественных организаций, фирм, индивидов. Государство — необходимый субъект в социально-политической сфере, пос­кольку ни одно общество не может существовать вне государ­ства, которое необходимо для организации внутренней и меж­дународной жизни. Видный советский юрист Д. Б. Левин пи­сал: «...суверенное государство является основной формой ор­ганизации жизни народов»1.

Определений государства, пожалуй, немногим меньше, чем число конструирующих их авторов. Поэтому ограничусь при­ведением наиболее распространенного определения, которое обсуждалось в Комиссии международного права и, что харак­терно, так и не было включено в проект конвенции: «Образо­вание, состоящее из населения, обитающего на определенной территории»2. Принято считать, что государство характеризу­ют три элемента: население, территория, суверенная власть.

Таким образом, государство является основным, первона­чальным и универсальным субъектом международного пра­ва3. Ранее уже говорилось о том, почему государство — ос­новной субъект. К сказанному добавим, что суверенные госу­дарства являются источником властной энергии международ­ного права, без чего оно как таковое было бы не в состоянии функционировать. В силу своего суверенитета государства создают нормы международного права, наделяют их обяза­тельной силой, приводят в действие механизм их функцио­нирования. Термин «первоначальный» означает, что иные субъекты обретают свой статус благодаря государствам, а правосубъектность последних порождается самим фактом их образования. Универсальность субъекта означает, что госу­дарство вправе участвовать в любых международно-право­вых отношениях.

Понятие субъекта международного права есть юридическое выражение членства в международно—правовом сообществе. Субъект должен быть непосредственно подчинен международ­ному праву и должен обладать независимым международным статусом. Если связь с международным правом опосредована иным политико-правовым учреждением, то в таком случае мож­но говорить о какой-то особой, производной правосубъектности. С этим согласны многие юристы1.

Сказанное подтверждает, что государства являются необхо­димыми субъектами международного права и потому отрица­ние их международно-правовой субъектности равносильно от­рицанию самого международного права. Между тем такие отрицатели реально существуют даже среди видных юристов2.

Субъектом международного права является само государст­во, а не представляющие его органы и должностные лица. По­этому не должны вводить в заблуждение выражения «меж­правительственная» организация, «межправительственное» или «межведомственное» соглашение. Субъектом во всех этих слу­чаях является государство, которое несет полную ответствен­ность за действия своих органов. Объективности ради замечу, что порой встречается и иная точка зрения3.

Национальные и интернациональные интересы государств требуют активного сотрудничества на постоянной организаци­онной основе. Для решения этой задачи государства создают международные организации и наделяют их международно-правовой субъектностью, необходимой для осуществления ими своих функций. Несмотря на возможные противоречия между ее членами, организация является носителем определенных общих интересов и призвана их защищать. В результате она обладает автономией воли в пределах, устанавливаемых учре­дительным актом, уставом.

Международная правосубъектность межгосударственных организаций закреплена сегодня многими международными актами. Ее характерные черты отмечались Международным Судом ООН. Он, в частности, определил, что, будучи субъектом международного права, организация связана обязательствами, вытекающими для нее из норм международного права1. Это значит, что для организации обязательны и такие нормы общего международного права, которые созданы государствами без ее участия. Суд определил, что ничто в характере международных организаций не дает оснований рассматривать их как некую форму «сверхгосударства»2. Организация — орган сотрудничества госу­дарств, а не надгосударственная власть. Генеральная Ассамблея ООН постоянно подчеркивает, что сила ООН «зависит от сотруд­ничества входящих в ее состав государств»3.

Если основой международно-правовой субъектности государ­ства является его суверенитет, то субъектность организации проистекает из полномочий, которыми ее наделили государст­ва. Компетенция организации ограничена теми задачами, во имя которых она создана. Поэтому правосубъектность органи­заций является производной от правосубъектности государств и специальной, т. е. ограниченной целями и полномочиями, как они определены уставом4.

Под влиянием национально-освободительного движения и социалистических государств в международном праве нашла отражение концепция международно-правовой субъектности народа, нации, борющихся за создание независимого государ­ства. В документах ООН в таких случаях обычно говорится не о народах и нациях, а о национально-освободительных движе­ниях5. Думается, что данная формула более правильна, поскольку вопрос об особом статусе борющейся нации возникает, лишь когда борьба достигает уровня национально-освободительного движения. По существу, в таких случаях речь идет о правосубъ-ектности государства, находящегося в процессе формирования.

Правосубъектность в этом случае отлична от правосубъектности государства: она носит временный, переходный харак­тер. Ее задача — определить правовой статус борющейся на­ции, движения, поставить их под покровительство междуна­родного права. Дополнительный протокол I к Женевским кон­венциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, принятый в 1977 г., определил, что международные вооруженные конфликты включают конфлик­ты, в которых «народы ведут борьбу против колониального гос­подства и иностранной оккупации и против расистских режи­мов в осуществление своего права на самоопределение» (ст. 1). На такие конфликты полностью распространяется действие международного гуманитарного права, права вооруженных кон­фликтов. В общих международных организациях и созывае­мых ими конференциях национально-освободительные движе­ния имеют статус наблюдателя1.

К нетипичным субъектам относятся государствоподобные образования, такие как вольный город и Ватикан. Вольный го­род — самоуправляющееся политическое образование, кото­рому на основании договора предоставлен международно-пра­вовой статус, позволяющий ему участвовать в экономических, культурных и в определенной степени в политических между­народно-правовых отношениях. Образование вольного города определяется факторами международного порядка2. Поэтому

высшим юридическим актом для него является международ­но-правовой договор, которым определяется и особая между­народно-правовая субъектность вольного города.

Ватикан — город-государство, служащий резиденцией меж­дународного центра католической церкви — Святого престо­ла, — в силу сложившегося обычая обладает специфической международно-правовой субъектностью. При этом государст­ва и международные организации нередко подчеркивают, что речь идет о правосубъектности Святого престола, а не като­лической церкви. Под таким наименованием он участвует и в многочисленных конвенциях. Святой престол поддерживает дип­ломатические отношения более чем с 80 государствами, в том числе — с недавних пор — с Россией и США. В ООН Ватикан имеет статус наблюдателя, является членом таких организаций, как ЮНЕСКО, ФАО, МАГАТЭ и некоторых других. Участие Святого престола в международных договорах носит иногда весьма своеобразный характер. Например, перед подписанием договора о нераспространении ядерного оружия Ватикан за­явил, что это намерение обусловлено желанием оказать мо­ральную поддержку принципам, на которых основан договор1.

В литературе ставится вопрос о существовании и таких субъ­ектов, как народ, нация, транснациональная корпорация, од­нако понимания подобные взгляды не находят. А вот теория международно-правовой субъектности индивида нашла весь­ма широкое признание. Долгие годы советская доктрина прак­тически единодушно занимала в этом плане негативную пози­цию2, однако со временем и в ней появились такого рода взгля­ды3. От признания индивида субъектом международного пра­ва всего один шаг до еще более далеко идущего предположе­ния, согласно которому международное право способно регу­лировать также внутриобщественные отношения, включая от­ношения между индивидом и государством. И такое предпо­ложение действительно было высказано4.

Во многих случаях международно-правовой статус призна­ется не только за физическими, но и за юридическими лицами.

  . Такую позицию занимает и весьма авторитетный Американс­кий институт права, правда с существенной оговоркой: «Хотя индивиды и корпорации обладают некоторым независимым статусом в международном праве, основные отношения между индивидами и международным правом все еще проходят че­рез государство...»1

Автор считает себя решительным сторонником повышения ' роли международного права в обеспечении прав человека, но ' не убежден в том, что оптимальный путь к этому лежит через ;

провозглашение международно-правовой субъектности инди­вида. Еще в Древней Греции была высказана мысль о том, что человек — мера всех вещей. Люди объединяются в племя, на­род, государство для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Все эти объединения призваны слу­жить человеку. Но это налагает обязанности и на человека по укреплению защищающей его системы. Эта взаимозависимость нашла следующее выражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» (п. 1 ст. 29).

Как показывает история, стоявшие у власти всегда злоупот­ребляли ею. Власть служила инструментом не только защиты прав человека, но и их нарушения. Определение оптимального соотношения прав общества и его членов — центральная задача любой нормативной системы (политики, права, морали и др.).

На протяжении истории международное право имело дело только с государствами, полностью игнорируя отдельного че­ловека. Поскольку цивилизованность общества определяется • уровнем защиты прав человека, то трудно считать междуна­родное право прошлого правом цивилизованного сообщества. Решительным поворотом к цивилизации международного пра­ва стало принятие Устава ООН, который в качестве одной из главных целей определил поощрение и развитие уважения к правам человека. Современное международное право прочно связано с правами человека. Одним из них является право на международный порядок, в котором могут осуществляться его права и свободы (ст. 28 Всеобщей декларации прав человека).

Обратимся в этой связи к позитивному праву. В Уставе ООН довольно четко выражен межгосударственный характер ин­ститута защиты прав человека' «Осуществлять международное (курсив мой.И. Л.) сотрудничество... в поощрений и раз­витии уважения к правам человека и основным свободам». Принцип уважения прав человека, как он сформулирован в хельсинкском Заключительном акте 1975 г., возлагает обязан­ность уважать права человека опять-таки на государства. Осу­ществляя сотрудничество, государства принимают на себя обя­зательства признать за индивидом определенные права, со­здают и международные механизмы их защиты.

Было бы, однако, неправильно полагать, будто здесь госу­дарства пользуются свободой усмотрения. Характер и объем прав человека определяются достигнутым уровнем цивилиза­ции и закрепляются нормами общего международного права, причем нормами, обладающими особым императивным стату­сом. Даже по соглашению государства не вправе снижать до­стигнутый уровень.

Объектом регулирования норм о правах человека, как и дру­гих норм международного права, являются межгосударствен­ные отношения, в данном случае — отношения сотрудничест­ва в поощрении уважения к правам человека. Что же касается человека, то он пользуется плодами такого сотрудничества, осуществляя соответствующие права на основе национального права, закрепившего результаты международного сотрудни­чества. Для обозначения такого рода статуса предлагается ввес­ти понятие «дестинатор международного права»1. Все это от­ражает реальную ситуацию. Международное сообщество в со­стоянии обеспечить права человека лишь через государство, оказывая на него необходимое воздействие. Вместе с тем все­общее уважение прав человека было бы нереальной задачей без сотрудничества государств.

Сторонники концепции международно-правовой субъектнос­ти индивида ссылаются прежде всего на то, что международное право непосредственно создает для него права и обязанности. Действительно, такие экстраординарные случаи имеют место. Известен ряд преступлений по международному праву: пират­ство, геноцид, апартеид. Все это особые случаи, когда при помо­щи только национального права задача не может быть решена2.

    А как обстоит дело с правами? Существует большое число конвенций о правах человека. Однако постановления конвен­ций не оставляют сомнений, что они создают обязательства государств обеспечить эти права, а не порождают их непос­редственно. Там же, где необходимо прямо создать права, меж­дународное право дает совершенно четкую формулировку. Так, право народа на самоопределение может реально существо­вать при том условии, что оно непосредственно вытекает из международного права и не зависит от национального права государств. Поэтому в Международном пакте о гражданских и политических правах сказано: «Все народы имеют право на самоопределение». Иной подход к правам человека: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется ува­жать и обеспечивать всем находящимся в пределах его терри­тории лицам права, признаваемые в настоящем Пакте...»

Таким образом, выдвижение на первый план прав человека свидетельствует о величайшем шаге по пути прогрессивного развития международного права, об утверждении в нем прин­ципа гуманизма. Трудно переоценить значение того факта, что в межгосударственном праве права человека заняли позиции, сравнимые с местом этих прав в конституциях демократичес­ких государств. Следует при этом учитывать, что главное — не формально провозгласить индивида субъектом международно­го права, а найти реальные пути обеспечения прав человека во взаимодействии национального и международного права.

Как уже отмечалось, некоторые юристы полагают, что не только физические, но и юридические лица стали субъектами международного права. Как и индивид, малые и средние ком­пании немногое могли бы извлечь из международного статуса без помощи собственного государства. Иное дело — крупные, транснациональные корпорации, компании (ТНК), средства которых нередко превосходят бюджеты некоторых государств. Такие компании действительно нуждаются в особом междуна­родном режиме, который, по возможности, освобождал бы их от власти государства. Поэтому утверждают, что корпорации являются субъектами международного права1, что они явля­ются активными участниками развития публичного междуна­родного права2. Выдвигаются и концепции, ведущие к практи­

чески полному изъятию корпораций из-под контроля со сторо­ны права. Утверждают, что корпорации не являются продук­том какой-либо правовой системы, не контролируются и не могут эффективно контролироваться в общественных интере­сах какой-либо из существующих правовых систем или их об­щими усилиями1. Иными словами, корпорации ставятся вне и над правом. Опасность подобных конструкций отмечалась не раз.

Понимая нереальность придания корпорациям статуса субъ­екта международного права, немалое число юристов констру­ируют концепцию «квазимеждународного права», создаваемо­го соглашениями корпораций с государствами2. Несмотря на то что отмеченные взгляды отстаиваются авторитетными юрис­тами, с ними трудно согласиться. Корпорация не может быть изъята из-под действия законов государства. Даже вместе с государством она не в состоянии создать особую правовую сис­тему. Отмеченные взгляды высказывались и в Комиссии меж­дународного права при подготовке статей о праве договоров, но были отклонены. Международный Суд также признал, что спо­ры, возникающие из соглашения иностранной корпорации с го­сударством, должны решаться на основе национального права3.

Ссылаясь на рост роли в международной жизни различного рода общественных организаций и движений, корпораций, пар­тий, многие авторы утверждают, что все это ведет к снижению роли государств, к деэтатизации международных отношений и международного права. Особое значение при этом придается растущему вниманию к правам человека. Порой соответству­ющие взгляды высказывают и государственные деятели4.

      Однако практика не подтверждает такие взгляды. Интенси­фикация участия в международных связях различного рода коммерческих и общественных организаций, движений и, на­конец, индивидов усложняет управление этими связями. В результате роль государства не снижается, а скорее возраста­ет. Деэтатизация отрицается авторитетными юристами, осо­бенно теми, которые связаны с практикой. Генеральный сек­ретарь ООН, профессор международного права Б. Бутрос Гали подчеркивает «важность и незаменимость суверенного госу­дарства как основного субъекта международного права»1.

§ 4. Объект международного права

Под объектом права понимается то, на что направлено его действие, что оно призвано регулировать, в обслуживании чего заключается его социальная функция. У международного пра­ва таким объектом являются, как уже говорилось, междуна­родные, а точнее, межгосударственные отношения. От объекта международного права следует отличать предмет междуна­родно-правового отношения, под которым понимается все то, по поводу чего стороны вступают в правоотношения. Таким предметом могут быть действия и воздержание от действий (договор о сотрудничестве или о ненападении), территория и т. д. В общем, такого рода «предметы» входят в понятие междуна­родного отношения, которое не может быть беспредметным.

Объекту принадлежит определяющая роль относительно природы, содержания и механизма действия международного права. В этом находит выражение общая закономерность соот­ветствия управляющей системы системе управляемой. Меж­дународное право является элементом системы управления международными отношениями, которые выступают как сис­тема управляемая. Не общество создается правом, а общество ' создает право для обслуживания своих интересов. В этом смысл римской максимы ibi societas, ubi jus (где общество, там и пра­во). Правда, встречается мнение, будто международные нормы образуют из государств международное сообщество2. На самом деле международные отношения первичны, а право производ-но. Видный советский юрист Р. Л. Бобров видел объективную

основу международного права в сочетании «государственной разделенности общества и прогрессирующей потребности обо­собленно существующих единиц (государств) во взаимоотно­шениях»1.

Характер международных отношений зависит в первую оче­редь от природы субъектов. Международные отношения — это взаимодействие субъектов, направленное на удовлетворение их потребностей и обеспечение их интересов. В этом назначе­ние и международного права, которое реализуется путем пра­вового регулирования взаимодействия государств.

Значение и возможности международного права определя­ются характером регулируемой системы. При одних и тех же субъектах может существенно меняться характер системы, а следовательно, и роль права. Именно так было, когда в период перестройки в СССР была выдвинута концепция нового поли­тического мышления. Уровень развития и эффективность меж­дународного права - важный показатель прочности и степени цивилизованности системы международных отношений. Интен­сивное развитие международного права в последние десяти­летия — одно из свидетельств роста роли международных от­ношений в жизни человеческого общества и вместе с тем роста роли международного права в обеспечении функционирова­ния системы международных отношений.

По мере роста роли и усложнения международных отноше­ний возрастает также значение и усложняются функции меж­дународного права. Жизнь предъявляет к нему все более вы­сокие требования. Система международных отношений приоб­рела глобальный характер, как и подлежащие решению в ее рамках проблемы: безопасность, экология, экономика, наука и техника, культура и т. д. В таких условиях наиболее рента­бельным было бы управление системой как единым целым. Однако механизм глобального международно-правового регу­лирования находится на начальной стадии развития. Тем не менее основы его закладываются. Они видятся прежде всего в ООН и системе ее специализированных учреждений.

В литературе весьма распространена точка зрения, соглас­но которой объектом международного права является все то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения, а имен­но действия, материальные и нематериальные блага2. В ре­зультате международное право в целом оказывается безобъ-ектным, поскольку объект имеется только у конкретного пра­воотношения.

Действия субъектов, материальные и нематериальные бла­га отражают различные аспекты одного и того же явления еждународных отношений, которые представляют взаимодей­ствие субъектов по поводу определенных благ. Право может воздействовать на предметы материального мира только через отношения субъектов. Договор о территории не оказывает на нее никакого действия. Он устанавливает отношения государств по поводу данной территории. Будучи разновидностью соци­ального управления, международно-правовое регулирование представляет собой управление общественными отношения­ми, а не вещами.

Серьезное практическое значение имеет вопрос о разграни­чении объектов международно-правового и национально-пра­вового регулирования. В доктрине получило распространение мнение, согласно которому происходит расширение объекта международного регулирования за счет сужения сферы ис­ключительно национального регулирования. Считают, что сфера действия международного права более не ограничена отноше­ниями между государствами; как и национальное право, оно должно непосредственно применяться к индивидам. Достаточ­но упоминания того или иного вопроса в международном доку­менте, чтобы он перестал относиться к внутренней юрисдик­ции государства. Утверждают, что не объект регулирования, а источник права служит критерием различия внутренней и международной сферы1. Надо сказать, что порой практика го­сударств дает основания для подобного мнения2.

Никто не станет отрицать, что международное сотрудничес­тво играет растущую роль в решении широкого крута нацио­нальных проблем. Но это не делает соответствующие пробле­мы международными. Суверенное право государства решать их самостоятельно или в сотрудничестве охраняется международ­ным правом. Последнее способно оказывать косвенное и при этом весьма значительное влияние на внутриобщественные отноше­ния, но не может их непосредственно регулировать. Иными сло­вами, они не могут быть объектом международного права.

§ 5. Функции международного права

Функции международного права — это основные направле­ния его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением. Поскольку право вызывается к жизни необходимостью выполнения определенных социальных функций, постольку их характер определяет природу права. С другой стороны, природа права не может не влиять на харак­тер функций. От оптимального соотношения возможностей права с функциями, которые оно призывается выполнять, в значительной мере зависит его эффективность.

Функции международного права многообразны и усложня­ются по мере роста стоящих перед этим правом задач. Оно было порождено потребностью установить элементарный по­рядок, делающий возможным сосуществование независимых государств. Установление порядка издавна считается главной функцией права1. Глава ведомства иностранных дел Великоб­ритании Дж. Хау заявлял: «Международное право призвано создать упорядоченное и стабильное международное общест­во, от чего все мы, государства и отдельные граждане, можем лишь выиграть»2.

Несмотря на кажущуюся первичность функции установле­ния порядка, она таковой не является. Международное право порождается потребностями международной системы, главной из которых, как и у других систем, является потребность в самосохранении. Поэтому и главной социальной функцией меж­дународного права является упрочение существующей сис­темы между народных-отношений. Достигается это в значи­тельной мере путем поддержания в ней должного порядка.

Главная юридическая функция международного права со­стоит в правовом регулировании межгосударственных от-

ношении. Она отражает характерные черты международно-правового воздействия.

Обе функции носят характер стабилизирующих, охранитель­ных, поскольку нацелены на поддержание определенного по­рядка в системе. При этом поддержание порядка включает создание благоприятных условий для развития как междуна­родных отношений, так и самого международного права. По мере ускорения социального прогресса функция содействия этому процессу становится все более важной1. В этом одно из коренных отличий современного международного права от ра­нее существовавшего.

Таким образом, функции международного права существенно обогатились и усложнились в процессе исторического разви­тия. Оно прошло путь от установления крайне индивидуалис­тического элементарного порядка в международных отноше­ниях до содействия всеобщему миру и прогрессу, защиты ин­тересов не только отдельных государств, но и международного сообщества в целом.

Международное право выполняет также функцию проти­водействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам. Так, оно поставило вне закона угрозу силой или ее применение, коло­ниализм, расизм и др. Содействуя повседневному решению бесконечного множества возникающих вопросов, международ­ное право предотвращает возникновение конфликтов.

Существенна функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами. Тем самым упрочивается международное сообщество — соци­альная основа международного права и, следовательно, улуч­шаются условия его функционирования.

Информационно-воспитательная функция международно­го права состоит в передаче накопленного опыта рационально­го поведения государств, в просвещении относительно возмож­ностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям. Значение этой функции для эффективности международного права весь­ма велико. Она призвана формировать международно-право­вое сознание, обеспечивать международному праву массовую поддержку, в которой оно все более остро нуждается. Не слу­

чайно программа Десятилетия международного права ООН особое внимание уделяет распространению международно-пра­вовых знаний.

Международное право воздействует также на политическое и нравственное сознание в духе своих целей и принципов. Та­ким путем оно участвует в общем процессе развития этих ви­дов сознания, способствует утверждению соответствующих принципов в политическом мышлении, в нормах морали и нрав­ственной практике.

§ 6. Юридически обязательная сила международного права

Юридически обязательная сила — необходимое качество международного права, которое регулирует международные отношения присущим праву методом. Источник этой силы всег­да был предметом разногласий. Поскольку над государствами нет иной власти, кроме Бога, то именно в нем видели этот источник. Договоры скреплялись религиозными клятвами1. Но уже Г. Гроций, создавая концепцию международного права, пришел к выводу, что помимо права божественного существу­ет право, создаваемое соглашением государств. Conventio facit jus (соглашение создает право). Эта истина подтверждена и международными судами2.

При создании нормы имеются как бы два соглашения. Одно — относительно содержания нормы, второе — о придании ей юридически обязательной силы. Это в общем теоретическое положение имеет практическое значение. Зачастую согласив­шись о содержании нормы, государства договариваются о при­дании ей не юридической, а политической обязательной силы, и, следовательно, это уже не международно-правовая норма. И таких норм сегодня очень много.

Соглашение государств придает юридически обязательную силу не только отдельному договору, отдельной норме, но и международному праву в целом. Это находит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств по меж­дународному праву — в принципе pacta sunt servanda (догово­ры должны соблюдаться), который юридически обязывает со­блюдать международно-правовые нормы. Юридическая сила общепризнанных норм международного права порождается общим согласием государств. Эти положения не раз находили выражение в международной практике1.

Свобода воли, соглашения государств не означает произво­ла. Они детерминированы условиями существования государств. Признание за международным правом обязательной силы оп­ределяется потребностями жизни международного сообщест­ва и коренными интересами государств. Правовое регулирова­ние международных отношений — абсолютная необходимость, и, следовательно, придание международному праву юридичес­кой и обязательной силы неизбежно.

Не могу в этой связи не вспомнить выдающегося российско­го юриста Ф. Ф. Мартенса, который еще в конце прошлого века подчеркивал значение для обязательной силы международно­го права «непреложных жизненных потребностей и отноше­ний». Он писал: «Основанием юридических норм, определяю­щих международные отношения, служит единственно осозна­ние цивилизованными государствами необходимости между­народного правового порядка и вытекающее отсюда доброволь­ное согласие их на признание его обязательности»2.

Созданное соглашением государств международное право отражает и закрепляет международный порядок, соответству­ющий данной ступени исторического развития. Уже в силу этого международное право возвышается над создающими его госу­дарствами. Формально они могут принять или отменить лю­бую норму, но фактически реальные условия побуждают их уважать исторически сложившуюся систему международного права. Вся его история — свидетельство тому.

Следовательно, юридическая обязательность — важная, но не единственная составляющая силы воздействия междуна­родного права на социальную среду. Юридическая обязатель­ность связана с практической необходимостью международно­

го права, с осознанием рациональности подчинения праву во имя обеспечения как национальных, так и общих интересов государств.

Проблема обязательной силы международного права отно­сится к числу тех, что связаны с самой природой этого права. Поэтому основные концепции в данной области совпадают с основными школами в международно-правовой доктрине. Сто­ронники школы естественного права видят источник обязатель­ной силы международного права в законах природы, в челове­ческом разуме и т. п. Представители позитивной школы в ка­честве такового указывают согласие, соглашение государств. Концепция позитивистов соответствует реальному положению вещей, международной практике и потому является наиболее влиятельной.

Третье основное направление в доктрине относительно обя­зательной силы международного права можно назвать ниги­листическим, поскольку относящиеся к нему различные кон­цепции так или иначе отрицают юридическую силу междуна­родного права. Первой из такого рода концепций была та, со­гласно которой международное право не является настоящим правом и обладает лишь моральной силой. В результате несо­ответствия данной концепции позиции государств в этом во­просе она не имеет значительного числа сторонников1.

Другая концепция нигилистического характера обозначает­ся как теория автолимитации, т. е. самоограничения государ­ства. Ее сторонники считают, что международная норма обя­зательна лишь постольку, поскольку такова воля государства, которая, будучи «абсолютно свободной», может меняться. В результате международное право понимается скорее как «внеш-негосударственное право» (была и такая концепция). Теория автолимитации ведет к отрицанию основного международно-правового принципа — «договоры должны соблюдаться» — и закрепляемой им юридической силы международного права в целом. Виднейший представитель рассматриваемой теории профессор Венского и Гейдельбергского университетов Г. Ел-линек во второй половине прошлого века писал, что можно пренебречь международным правом, если оно противоречит интересам государства.

В современной литературе нигилистические взгляды редко выражают открыто. Обычно это делается в замаскированной . форме, часто в виде критики якобы устаревшего позитивизма. Широко распространено мнение о том, что международное право является слабым правом, не обладающим достаточной обязатель­ной силой1. Предлагается его усовершенствовать, превратив в надгосударственное право при помощи надгосударственной власти, что означает отказ от международного права как такового.

Юридически международно-правовые нормы обладают оди­наковой обязательной силой, но фактически это не совсем так. По мере развития международно-правового регулирования обнаруживается, что есть императивные нормы, которые об­ладают большей силой, чем остальные. Даже в одном и том же договоре разные нормы обладают фактически неодинаковой силой. Есть нормы основные и восполняющие. Общие поста­новления — типа, например, «развивать сотрудничество» — оставляют больше места усмотрению, чем конкретные. В об­щем, подобное положение естественно, и потому не следует относиться к нему отрицательно2. Подробнее мы остановимся на этой проблеме в разделе о международном «мягком праве».

В литературе довольно часто можно встретить мнение, со­гласно которому обязательная сила международного права несовместима с государственным суверенитетом, который яв­ляется препятствием на пути эффективности этого права3. Думается, это не так. Государства способны наделить между­народное право юридической силой благодаря обладанию уни­кальным политико-правовым качеством — суверенитетом, по­нимаемым как верховная власть в решении своих внутренних и международных проблем. Суверенной власти государства принадлежит центральная роль и в механизме реализации норм международного права. Поскольку суверенитет является не­обходимым качеством государства, столь важным для между­народного права, постольку последнее закрепляет в качестве • своего принципа суверенитет и вытекающие из него суверен­ные права государства4.

Среди как ученых, так и государственных деятелей весьма распространено мнение, согласно которому международное право ограничивает суверенитет государств; к тому же резуль­тату ведет заключение любого договора1. Так же, как и ранее отмеченные взгляды относительно несовместимости суверени­тета и международного права, подобное мнение основано на понимании суверенитета как абсолютной свободы действий. Между тем «абсолютный» суверенитет невозможен. Сувере­нитет одного государства всегда ограничен суверенитетом дру­гих. Суверенные права государства могут реально существо­вать лишь при условии признания и уважения аналогичных прав за другими государствами. Согласно принципу суверен­ного равенства, каждое государство пользуется правами, при­сущими полному суверенитету. В рамках системы междуна­родного права все государства имеют равные суверенные пра­ва и несут соответствующие обязанности. Показательно, что этот принцип предписывает: «Каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства». Иными словами, суверенитет осуществляется только в рамках международного права2.

Международное право ограничивает свободу действий госу­дарства, но не его суверенитет3. Запрещение произвола пред­ставляет собой гарантию права, а не их ограничение. Такого рода позиция находила отражение и в решениях международных су­дов4, и в договорной практике5. Она воплощена и в конституцион­ном праве. Так, Конституция, закрепившая суверенную госу-дарственность России, установила, что «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и пе­редавать им часть своих полномочий...» (ст. 79). Даже такая переда­ча полномочий не рассматривается как ограничение суверенитета.

Утверждать, будто любой договор ограничивает суверени­тет, — то же самое, что полагать, будто приобретение билета на самолет ограничивает вашу свободу, а путешествие пеш­ком — нет. Ограничивая свободу действий в одном отношении, нормы международного права расширяют ее в других, откры­вают перед государством новые возможности для реализации своего суверенитета. От объема и характера международно-правовых отношений государства в растущей мере зависят воз­можности осуществления его суверенной власти во внешней среде. Происходит относительное уменьшение значимости дея­тельности, которую государства способны осуществлять самос­тоятельно. С другой стороны, расширяется сфера совместной деятельности государств, не только возрастает возможность, но и делается все более настоятельной необходимость коллек­тивных действий.

По мере расширения сферы совместной деятельности рас­ширяется и область, в которой осуществление суверенных прав возможно только согласованно, только на основе норм между­народного права. Показательны в этом плане конвенции по морскому праву, многие статьи которых воплощают общее по­ложение о том, что за пределами государственной территории суверенитет действует в той степени, которая разрешается международным правом.

Таким образом, так же, как свободы человека могут быть обеспечены лишь в рамках права, так и для суверенных прав государства необходимая гарантия — международное право. При этом надежную гарантию суверенитету дает лишь эф­фективное международное право. Оно разграничивает сферы действия суверенитета государств, регулирует взаимодейст­вие суверенных властей. Оно расширяет возможности суве­ренной власти, благодаря чему последняя обретает способность юридически регулировать международные отношения. Оно может не только ограничивать, но и расширять свободу дейст­вий государства, в частности делая возможным со значитель­ной степенью уверенности предвидеть поведение других субъ­ектов. Принимая на себя обязательства, государство расширя­ет возможности осуществления своих суверенных прав, иначе оно бы их не принимало. Естественно, это связано с дополни­тельными обязанностями.

§ 7. Международное право и политика

Связь международного права с политикой государств пред­ставляет особый интерес для выяснения механизма функцио­нирования этого права. В том, что такая связь, причем доволь­но тесная, существует, едва ли можно сомневаться. Она кон­статируется и в актах такого органа, как Международный Суд ООН. Проблема была основательно разработана в советской литературе Г. И. Тункиным и Д. Б. Левиным. Их выводы о том, что международное право служит инструментом внешней по­литики, находят подтверждение в современной российской литературе'.

Юристы из других стран также подчеркивают связь меж­дународного права с политикой, пишут о том, что оно является в высшей мере политическим правом2. Но по другим аспектам  проблемы высказываются весьма противоречивые мнения. Одни пишут о постоянных противоречиях между политическими реальностями и правом, ведущим к разрушению последнего (С. Хофман, США). Другие же полагают, будто международ­ное право не налагает никаких ограничений на политику от­дельного государства (Г. Моргентау, США). В концепции «по­литически ориентированной юриспруденции» (М. Макдугал, США) международное право растворяется в политике.

Действительно, некоторые международно-правовые нормы стоят выше «политических реальностей», и это закономерно. Они призваны постепенно подтягивать ее до своего уровня. Если бы международное право не налагало никаких ограниче­ний на политику, то оно не могло регулировать международ­ные отношения и, следовательно, утратило бы смысл. Нако­нец, растворение права в политике лишает последнюю одного из важных инструментов ее осуществления и тем самым ос­лабляет ее, одновременно подрывая международное право, которому принадлежит столь важная роль в организации по­литического взаимодействия государств.

Помимо упомянутых концепций существуют и прямо проти­воположные. Формально-юридический подход разрывает связь права и политики, в результате право утрачивает связь с реальностью. Думается, что суть проблемы состоит прежде всего в том, что юристы пока не в состоянии адекватно решить проблему соотношения политики и международного права. Следу­ет не противопоставлять эти явления, а выяснить параметры их оптимального взаимодействия.

Наша эпоха характеризуется ростом роли политики. Все большее количество национальных и интернациональных от­ношений нуждается в регулировании, ядром которого являет­ся политика. Рост роли политики определяет и рост роли одно­го из главных ее инструментов — права. Внешняя политика — это стратегия международной деятельности государства, ею определяется расстановка всего арсенала средств воздействия на окружающую среду, в состав которого входит международ­ное право. Политика является главным выражением националь­ных и интернациональных интересов государства, у которого нет каких-то особых юридических национальных интересов. Руководствуясь целями и принципами своей политики, госу­дарства создают и применяют нормы международного права.

Вместе с тем международное право - это не результат ка­кой-то определенной политики. Развитие международного права есть исторический процесс, результат длительных политичес­ких процессов. Уже в силу этого международное право обла­дает относительной независимостью от политики, от ее коле­баний. Оно способно служить инструментом не всякой полити­ки. Перед соответствующей ему политикой международное пра­во открывает дополнительные возможности, а с другой сторо­ны, ограничивает возможности противоречащей ему полити­ки. Политика - искусство возможного и уже в силу этого не может не считаться с возможностями международного права.

Довольно часто теоретики и государственные деятели ука­зывают на полный примат политики над правом при урегули­ровании важнейших политических проблем. Иногда говорят, что здесь вообще нет места праву'. Едва ли можно сомневать­ся в том, что не все международно-правовые нормы в одинако­вой мере связаны с политикой. На нормы о дипломатическом иммунитете, например, политика влияет мало. Иное дело — нормы, регулирующие политические отношения. Реальное содержание договора о союзе зависит от состояния политических

отношений между участниками. С другой стороны, политичес­кие договоры оказывают и наибольшее влияние на политику1.

Если политика нередко расходится с правом, то вовсе не потому, что мы признаем ее роль в реализации норм междуна­родного права. В основе этого явления лежат политические соображения, нередко ошибочные. Важную роль играет и ни­зкий уровень международно-правовой культуры у тех, кто стоит у кормила государства, и их окружения2. Это относится в не­малой мере и к тем, кто непосредственно несет ответствен­ность за международно-правовой аспект политики. Американ­ские авторы пишут о нехитрой способности чиновников оправ­дывать в псевдоюридических выражениях любой курс поведе­ния, который администрации США представляется целесооб­разным. Констатируя эти факты, профессор Ф. Бойл связыва­ет провалы американской внешней политики с отсутствием правовых соображений в оперативном управлении политикой3. Хочется надеяться, что во всем этом есть некоторая доля пре­увеличения. Не вызывает, однако, сомнений, что подобная си­туация характерна не только для США.

Интернационализация общественной жизни диктует необ­ходимость интернационализации и внешней политики госу­дарств. Весьма популярная некогда политика «национального эгоизма» постепенно утрачивает почву. Она становится все менее эффективной даже как средство защиты национальных интересов. Современная политика в растущей мере должна отражать общие интересы государств и общечеловеческие цен­ности. Не национализм, а интернационализм может служить основой внешней политики, имеющей будущее. Это ведет к упрочению позиций общего международного права.

Таким образом, несмотря на свою связь с политикой, меж­дународное право представляет собой самостоятельное соци­альное явление и выступает как реальность, с которой поли­тика не может не считаться. Ни одно государство не в состоя-нии пренебрегать международным правом, не рискуя ослабить свои политические позиции. Учитывая преобладающее влияние политики на право и имея в виду как-то уравновесить это вли­яние, необходимо признать принцип примата права в политике. Юридически политика должна сообразовываться с законами, а не законы с политикой (politiae legibus, non leges politis adaptan-dae). Примат права должен стать частью политики. И, в общем-то, шаги в этом направлении делаются. Устав СНГ среди основ­ных принципов содержит и такой, как «верховенство междуна­родного права в межгосударственных отношениях» (ст. 3).

Из сказанного видно, что влияние международного права на политику имеет два основных аспекта: с одной стороны, оно ограничивает политику общеприемлемыми рамками; с дру­гой — открывает перед политикой дополнительные возмож­ности, предоставляя в ее распоряжение арсенал юридических средств. Как то, так и другое необходимо для обеспечения на­циональных интересов государства.

§ 8. Идеология и международное право

На протяжении всей истории идеология играла активную роль в международной жизни. Борьбе между государствами постоянно придавалась идеологическая окраска1. Чем более воинственной была политика, тем больше нуждалась она в поддержке идеологии. Особую остроту идеологическая борьба на мировой арене приобрела после появления социалистичес­ких государств. Западные политики и юристы утверждали, что в силу коренных различий в идеологии соглашения между со­циалистическими и капиталистическими государствами невоз­можны2. Вспомним формулу Президента США Р. Рейгана от­носительно того, что СССР — это империя зла: в силу самой природы Советского государства и характера его идеологии возможности соглашения с ним предельно ограничены.

История, однако, свидетельствует, что единство мировоз­зрения в прошлом не обеспечивало ни мира, ни правопоряд­ка. Достаточно вспомнить, что обе мировые войны вспыхнули между государствами с одинаковыми социальными и идеоло­гическими системами. С другой стороны, в результате взаи­модействия государств с различными системами в послево­енный период удалось обеспечить мир и добиться ощутимых успехов в развитии международного права. Основательно про­анализировав расходящиеся в трех направлениях доктрины международного права — социалистического, западного и «третьего» мира, итальянский правовед А. Кассезе пришел к выводу, что происходит постепенное сближение трех право­вых мировоззрений1. Таково требование жизни.

Следовательно, идеологические различия не являются не­преодолимым препятствием для обеспечения мира и законнос­ти. Идеология определяется потребностями жизни общества, которые могут быть удовлетворены лишь в результате широ­кого сотрудничества государств, независимо от существующих между ними различий. Поэтому на международное признание может рассчитывать лишь идеология сотрудничества, а следо­вательно, и правопорядка.

Прекращение существования системы социалистических государств не означает, что наступил конец борьбе идей в сфере мировой политики и права. Меняются лишь ее содер­жание и характер. Сама же борьба — необходимое условие прогресса в этих сферах.

Идеология и международное право суть явления взаимо­связанные. Они оба относятся к идеологической сфере соци­альной жизни. Идеология представляет собой систему идей, Целей, принципов, взглядов, выражающих интересы тех или иных социальных сил. Она служит руководством к действию. Иными словами, идеология так же, как политика и право, от­носится к нормативным явлениям. Политика и право служат важными средствами реализации идеологических концепций. В свою очередь, политика и право нуждаются в идеологии для обеспечения себе социальной поддержки, а также для теоре­тического осмысливания стоящих перед ними задач.

Идеология воздействует на международное право как через политику, так и непосредственно. Она включает в себя поли­тические, правовые, моральные философские идеи, принципы, Установки. В состав идеологии входит и международно-правовое сознание, которому принадлежит важная роль в функцио­нировании международного права. Последнее, в свою очередь, оказывает влияние на идеологию своими целями, принципами, нормами, а также и практикой их реализации. Как известно, одним из видов воздействия международного права на его субъ­ектов является идеологическое.

Идейная основа общего международного права представляет собой результат длительного исторического развития и отража­ет достигнутый уровень цивилизации. В результате оно обладает существенной независимостью от тех или иных изменений в иде­ологии государств и оказывает на нее влияние, содействуя упро­чению позиций идей мира, сотрудничества, правопорядка.

Из уст политиков и ученых порой приходится слышать о «деидеологизации» международных отношений и права. По этим, очевидно, надо понимать устранение из международной жизни споров о преимуществах той или иной социальной м1 дели, а также приемов идеологической войны. Что же касае| ся борьбы идей, то ее нельзя отменить никакими соглашениями. В дальнейшем она также будет важным фактором фун ционирования и развития международного права.

Международное право не нейтрально к методам ведения идеологической борьбы, которые не должны выходить за установленные границы'. Оно регламентирует и содержание идеолог ческой деятельности. Запрещена пропаганда, способная созда или усилить угрозу миру или нарушение мира. Поставлена закона нацистская идеология, запрещена ее пропаганда. Осена пропаганда, основанная на идеях расового превосходства

Важным полем идеологической борьбы является теория Meждународного права. Ее необходимость подчеркивается автор тетными западными учеными (например, профессором Колумбийского университета О. Шэхтером). Однако в западной лито ратуре в этом плане не все благополучно. Англо-американсю доктрине международного права присущ монокультурный по ход. В ней мало используются теория и практика других гоа дарств2. Подобный подход не способствует взаимопонимани

развитию общего международно-правового сознания. От этого страдают как теория, так и практика. Особенно печально, ког­да монокультурный подход используется в учебной литерату­ре. Этим грешит как англо-американская, так и наша отечес­твенная учебная литература. Вместе с тем не могу не отме­тить, что в нашей научной литературе по международному праву нет работ, в которых бы в большей или меньшей мере не использовалась литература других стран.

§ 9. Религия и международное право

На протяжении веков религия доказывала свою жизненную силу. Свидетельством тому и наша история. Несмотря на все преследования и тоталитарный атеизм, она выжила. Даже в самые тяжелые для религии годы ее принципы и мораль ока­зывали влияние на сознание и поведение людей.

Религия имеет прямые связи с политикой и правом. Ей всег­да принадлежала существенная роль в жизни общества. Об­ласть международных отношений нередко привлекала особое внимание церкви. В теократических государствах Древнего Востока религия, политика, право были связаны воедино. В Европе вершины своего влияния религия достигает в период средневековья, с упрочением господства теологической кон­цепции. Император и короли получали корону из рук главы католической церкви. За это они обязывались силой оружия распространять христианство. Католическая церковь была вдох­новительницей «крестовых походов». Папа выступал арбитром в спорах между монархами. Заключение одних договоров по­ощрялось, на пути других ставились препятствия. Договоры скреплялись религиозной клятвой. Папы могли отпускать гре­хи за нарушение такой клятвы.

Церковь пыталась ограничить бедствия, причинявшиеся «част­ными войнами», т. е. вооруженными конфликтами между феода­лами. Были установлены «божье перемирие» (запрещение воен­ных действий в определенные дни недели) и «божий мир» (не­прикосновенность служителей церкви и некоторых других лиц).

В новое время влияние религии падает, и, тем не менее, она остается важным инструментом внешней политики государств. Великие державы — участницы Священного союза 1815г. вы­разили решимость в международных отношениях руководство­ваться прежде всего «заповедями святой веры». Особенно активно религиозная аргументация была использована в свое время для обоснования антисоветской политики1.

Нельзя в этой связи не заметить, что политика отказа от сотрудничества и соглашений противоречит не только между­народному праву, но и христианским канонам. Это не раз под­черкивалось и церковными деятелями2.

На протяжении веков богословы вели дискуссии о возмож­ности соглашений с иноверцами. «Отец международного пра­ва» Г. Гроций еще в XVII в. ответил на него положительно. В его труде нашла выражение идея международного сообщества и всеобщего международного права. Опираясь на Библию, Гро­ций доказывал, что различия в политике и вере не препят­ствуют существованию единого международного права. Одна­ко это положение не нашло отражения в политике европейс­ких государств, которые в нарушение христианских канонов в XVIII—XIX вв. создали дискриминационную в отношении дру­гих народов концепцию «международного права христианских государств».

История религии не свидетельствует о том, что ее служите­ли всегда влияли на политику государств и международное право в соответствии с высокими моральными принципами. Вспомним «крестовые походы», многочисленные «джихады» и многое другое. Еще и сегодня религия присутствует во многих вооруженных конфликтах.

Религия и религиозные организации оказывают существен­ное влияние на международные отношения и право и в наше время. Общеизвестна в этом плане роль католической церкви. Более четырех десятков конституций государств мира закреп­ляют привилегированное положение определенной религии. Первое место как государственная религия занимает ислам, который находит отражение в международно-правовых актах мусульманских государств; Ислам представляет собой основу мусульманского права. Исходя из этого, была сконструирована концепция особого «мусульманского международного права». Анализ этого права показывает, что в юридическом плане оно мало чем отличается от общих стандартов. Ислам влияет глав­ным образом на политико-правовую мотивацию, а также на язык международных актов. Опасность для международного права представляют некоторые экстремистские течения в ис­ламе. В общем, для международного права нет ничего опасного ни в исламе, ни в мусульманском праве. Все зависит от того, какая политика ставит их себе на службу. Классик междуна­родного права Эмер де Ваттель писал: «Каждый фанатик ве­рит, что он борется за дело Бога, и каждый честолюбец оправ­дывает свои завоевания этим предлогом». Будучи высказан­ной более двух веков назад, эта мысль, к сожалению, не утра­тила своей актуальности и в наше время. Остается лишь доба­вить, что воинствующий атеизм представляет собой нечто по­добное религиозному фанатизму, хотя и с противоположным знаком, но с аналогичными разрушительными последствиями.

Таким образом, религия способна оказывать влияние на меж­дународное право, прежде всего через политику государств. Второй путь — через общественное сознание, через сознание верующих, посредством их нравственного воспитания. Влияя на мораль, религия воздействует и на право. Любая религия содержит свой кодекс поведения.

В любой религии, претендующей на широкое признание, все более важное место будут занимать общечеловеческие ценнос­ти, включая мир, всестороннюю безопасность, права человека, международный правопорядок. Религия, противопоставляющая одни народы другим, отражающая интересы лишь одного го­сударства или группы государств, не имеет будущего, которое может принадлежать лишь религии общечеловеческого (миро­вого) характера. Такая религия способна формировать в со­знании верующих представление о должном характере обще­приемлемого мирового порядка и тем самым служить факто­ром формирования и осуществления соответствующего меж­дународного права.

Hosted by uCoz