Юридическая природа международного
права
§ 1. Понятие международного
права
§ 2.
Форма, источники международного права
§ 3.
Субъекты международного права
§ 4.
Объект международного права
§ 5.
Функции международного права
§ 6.
Юридически обязательная сила международного права
§ 7.
Международное право и политика
§ 8.
Идеология и международное право
§ 9.
Религия и международное право
§ 1. Понятие международного права
Международное право — это система юридических норм, регулирующих межгосударственные
отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Определение отражает
наиболее важные черты международного права, которое представляет собой
систему норм, структурно организованных на базе единых целей и принципов. Речь
идет именно о международных нормах, которые обладают юридической силой и соответствующим
механизмом действия. В арсенале их реализации имеются средства, которые не
свойственны иным видам международных норм, например политическим, моральным и
т. д. Ibi jus, ibi remediam (где право, там и
средства его защиты).
Определение отражает главную функцию
международного права — регулирование межгосударственных отношений. Этим
определяются его характерные черты. Оно должно быть таким, чтобы быть
способным регулировать особую разновидность общественных отношений —
межгосударственных, т. е. отношений, в которых участвуют суверенные
государства. Поэтому механизм формирования и действия норм международного
права — особый, он носит межгосударственный, а не надгосударственный
характер.
Под межгосударственными
понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и государ-ствоподобных образований, таких, например, как
нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город. В
результате определение дает представление и о таком важном признаке
международного права, как круг его субъектов. Наконец, в нем отражены и
основные цели международного права — мир и сотрудничество.
В основу определения положено наиболее
распространенное понимание международного права как совокупности юридических
норм, регулирующих межгосударственные отношения.
Вместе с тем нельзя обойти
молчанием то обстоятельство, что такое, казалось бы, бесспорное понимание
предмета оспаривается практически по всем пунктам. Некоторые специалисты
пытаются расширить понятие международного права за счет включения в
него, помимо норм, иных явлений. В отечественной литературе была сделана,
например, попытка включить в это понятие также правоотношения (В. М. Шуршалов), но она не нашла сторонников. Для школы естественного
права типично отнесение к международному праву норм морали, в то время как
представители социологической школы зачастую отождествляют норму с фактическим
положением вещей. Широкое распространение, прежде всего в США, получило
течение «правового реализма», идеологи которого видят в международном праве не
совокупность норм, а процесс (М. Каплан, Н. Катценбах).
Школа «политически ориентированного подхода» понимает международное право как
процесс принятия властных решений (М. Макдугал, США)
или даже как выводимые из фактов жизни нормативные ожидания (М. Ризман, США). Отдельные ученые высказывают и вовсе
нигилистические мнения, рассматривая право лишь как форму аргументации при
попытках добиться от кого-либо определенного поведения (А. Д'Амато,
США).
Принижение значения правовых норм ведет к «растворению» права
в политике. Эта тенденция имеет глубокие корни в сознании политиков и
дипломатов, которые, как отмечает бывший юридический советник МИД Японии Я. Шатаро, нередко полагают, что международное право —
пограничное явление между правом и политикой. Однако отождествление права и
политики чревато серьезными последствиями: право лишается специфических
юридических средств воздействия на поведение субъектов, а политика утрачивает
такое важное средство своего осуществления, как право.
Сторонники расширения понятия международного права путем
включения в него иных явлений ссылаются на необходимость «деформализации»
права. Замечу в этой связи, что формализация права, его источников,
правотворческого и пра-воосуществительного процессов
представляет характерную черту права. Формализация — одно из условий
эффективности международного права, а также определенная гарантия прав его
субъектов. Поэтому «деформализация» права не может не
вести к снижению его роли.
Ставятся под сомнение и такие основные понятия международного
права, как его субъекты и объект регулирования. Ссылаясь на правосубъектность
индивидов в определенных международно-правовых отношениях, некоторые
специалисты предлагают даже изменить само наименование международного права,
предлагая вместо него такие термины, как «транснациональное право», «мировое
право», «всемирное право», «глобальное право».
Вопреки довольно распространенному мнению индивид не может
наряду с государством участвовать во властных международных отношениях, в
создании и осуществлении норм международного права. Попытка слить воедино нормы
с различными механизмами действия и с их помощью регулировать международные
связи разного уровня способна лишь внести путаницу и снизить эффективность
правового регулирования.
Общая черта отмеченных концепций — игнорирование значения
объекта правового регулирования для определения характерных черт и методов
действия соответствующей правовой системы. При этом различные общественные
отношения механически объединяются, а соответственно объединяются и нормы,
относящиеся к различным правовым системам. Подобные концепции, на наш взгляд,
носят в основном схоластический характер, и не случайно, что они не находят
признания в международной практике. Это относится и к практике Международного
Суда ООН, несмотря на то, что отдельные его члены высказывают взгляды,
характерные для упомянутых концепций1.
Несмотря на схоластический характер отмеченных концепций, они
не лишены теоретического значения. Положение примерно такое же, как с «высокой
модой»: далеко не все предлагаемые ею одеяния войдут
в жизнь, но заложенные в них идеи, находки, элементы стимулируют развитие этого
искусства.
Как мы видели, ставится под сомнение даже само наименование
международного права. Оно действительно не является таковым в прямом смысле
этого термина, поскольку народы не могут быть его субъектами. Наименование это
сложилось исторически. В средние века, когда возникла идея создания права,
регулирующего отношения между государствами, юристы в поисках необходимого
термина обратились к авторитету римского права, которое, однако, не знало
подобного понятия. В нем имелось понятие «jus gentium» (право народов), к которому относили нормы,
регулировавшие отношения римских граждан с иностранцами и последних между собой
на территории Рима, а также нормы, общие для многих стран. В дальнейшем
название было модифицировано — «jus inter gentes» ;
(«право между народами», или
«международное право»),
В разных языках этот термин имеет смысловые оттенки. В |
английском, французском и итальянском языках термины
«in- I ternational law», «droit international», «diritto internazionale» , имеют
значение межгосударственного права (поскольку тер- i
мин «nation» означает, в частности, «государство»,
«страна»). :
В литературе на этих языках используются и такие наименования:
«law of nations»,
«droit des gens», «diritto delle genti». Проблема существует
для других языков, например славянских и немецкого'.
На нее издавна обращали внимание российские и немецкие авторы (В. А. Незабитовский, Н. М. Коркунов, И.
Кант, Ф. Лист, Г. Еллинек и др.).
Замечу, что в 50-е гг., в период подъема движения народов за
мир, некоторые советские юристы (Ф. И. Кожевников и др.) писали, что термин
«международное право» приобретает свой | подлинный смысл как право между
народами. Ныне также встречаются юристы, которые, ссылаясь на возрастание роли
«негосударственных образований» в формировании глобальной правовой системы,
предлагают восстановить название «право народов» (М. Джейнис,
США).
Представляется, что некоторая условность названия не имеет. существенного значения. Термин
«международное право» утвердился в теории и практике. В славянских языках
межгосударственные отношения именуются международными.
Кроме того, условность терминологии — нередкое явление в международной
практике. Вспомним хотя бы, что «Организация Объединенных Наций» — русский
эквивалент английского наименования «United Nations», которое было бы правильнее перевести как
«Объединенные государства»: ведь членами ООН являются не «нации», а
государства.
Рассматриваемое нами право нередко именуют «международным
публичным правом», отличая его таким образом от
международного частного права. Между тем и другим существует
определенная связь. Следует, однако, учитывать, что это совершенно
различные виды права. Нормы международного частного права — часть
национальной правовой системы, они создаются государством самостоятельно и
регулируют не публично-правовые, а частноправовые отношения, осложненные
иностранным элементом. Осуществляется такое регулирование при помощи
специфических коллизионных норм1. Задача
международного частного права — регулировать коллизии между нормами правовых
систем разных стран. Поэтому его вторым, возможно, более точным названием
является «коллизионное право».
§
2. Форма, источники международного права
Форма имеет особое значение для права.
В Древнем Риме говорили: forma legalis
forma essentialis
(юридическая форма важна). Если рассматривать международное право в его взаимосвязи
с иными социальными явлениями, то оно выступает в качестве юридической формы
международных отношений. В силу своей относительной самостоятельности эта форма
способна оказывать регулирующее воздействие на международные отношения.
Вместе с тем международное право имеет свои собственные форму
и содержание, представляя собой их единство. Разумеется, главная роль
принадлежит содержанию. На социальное содержание международного права издавна
существовали разные взгляды. Его видели, например, в велении Божьем, в требованиях
разума или справедливости и др. Однако преобладающей стала точка зрения,
согласно которой содержанием норм международного права является согласованная
воля государств. Гегель писал, что со времен Руссо распространенным стало воззрение,
согласно которому субстанцией права должна быть воля. В норме выражена общая
воля субъектов, сформированная путем согласования их воль.
Как в прошлом, так и ныне встречаются авторитетные юристы,
полагающие, будто воля государства является фикцией2.
В действительности воля государства — вполне реальное явление, находящее
выражение в деятельности его органов. Это
положение издавна признается в международной практике, включая
практику судебную. В известном решении Постоянной палаты международного правосудия
по делу парохода «Лотос» говорилось: «Международное право регулирует отношения
между независимыми государствами. Поэтому обязательные для
государства нормы права порождаются свободной волей последних, выраженной в
конвенциях или общепринятых обычаях...»'.
Согласованная, общая воля государств не представляет собой
простую сумму воль субъектов. Она — итог взаимодействия, отражающий условия
внутренней и международной жизни государств. В результате согласованная воля
есть нечто новое. Все это вовсе не следует понимать так, будто в процессе
создания норм согласовываются воли государств в целом:
согласование ограничивается рамками нормы, за ее пределами воли могут
принципиально различаться.
Согласованная воля обязывает участников. В этом — цель и смысл
всего процесса. Характер обязательной силы созданной нормы также определяется
согласованной волей участников, которые могут наделить согласованное правило
юридической или только морально-политической силой.
Волевой характер носят и нормы, создаваемые международными
организациями. Последние представляют собой систему взаимодействия
государств-членов. Выработанная в процессе такого взаимодействия воля
представляет относительно самостоятельное явление, не тождественное простой
сумме воль ее членов. Это верно и с чисто юридической точки зрения. Признание
за организацией статуса субъекта международного права означает тем самым
признание наличия у нее собственной воли2.
Созданная согласованной волей субъектов, норма остается
постоянно связанной с нею, как форма с содержанием. Благодаря этой связи
содержание нормы адаптируется к меняющимся условиям. Без такой подвижности
содержания норма быстро отстала бы от жизни и стала бы чисто формальной. Этот
момент нашел отражение в международно-правовом акте, регулирующем действие норм
международного права. Венская конвенция о праве международных договоров 1969
г. предусматривает, что при толковании наряду с контекстом договора
учитывается последующая практика его применения. Из сказанного следует, что
эффективность нормы общего международного права зависит от того, насколько
полно она отражает согласованную волю большинства субъектов.
Если социальным содержанием международного права является
согласованная воля субъектов, то его юридическим содержанием — правило
поведения. Международное право существует в форме норм. Будучи формой права,
юридическая норма обладает своим содержанием. Юридическим содержанием нормы
является правило поведения. Если нормы представляют собой необходимую
внутреннюю форму существования международного права, то его внешней формой, т.
е. способом выражения, являются обычай, договор и правотворческие решения международных
организаций. Эти официально-юридические формы существования
международно-правовых норм именуют источниками международного права.
Понятие «источник» включает и функцию создания норм международного права.
Термин «источники международного права» давно нашел признание
в теории и практике. Юрист из Финляндии В. Хейсканен
пишет, что «концепция источников представляется одной из наиболее устоявшихся
и вместе с тем сложных творений международно-правовой доктрины»'. Посвященная
источникам литература весьма обширна2.
Вместе с тем есть и критики концепции источников. Некоторые
из них считают, что проблема источников является «вечнозеленой» (Я. Броунли, Великобритания); другие пишут о кризисе науки об
источниках (Р. Гейгер, Австрия) либо даже предлагают вообще отказаться от этого
понятия3. Однако оно настолько основательно утвердилось в теории и
практике, что отказ от него представляется маловероятным.
Поскольку источники являются официально-юридической формой
существования норм, то крут источников должен быть
установлен самим международным правом. Общепризнанными источниками являются
договор и обычай. В этом качестве о них говорится, например, в Венской
конвенции о праве международных договоров 1969 г. При определении круга источников
ссылаются также на ст. 38 Статута
Международного Суда ООН, в которой говорится, что, решая споры на основании
международного права, Суд применяет конвенции, обычай, общие принципы права,
признанные цивилизованными народами. В качестве вспомогательного средства для
определения правовых норм могут применяться судебные решения и доктрины
наиболее квалифицированных специалистов.
Статья 38 подвергается обоснованной критике1.
В этом нет ничего удивительного. Она была сформулирована после Первой мировой войны для Постоянной палаты международного
правосудия. Нормативный материал того времени был незначителен. Отсюда —
указание на возможность использования общих принципов права, судебных решений,
трудов специалистов. И наряду с этим не указаны гораздо более важные акты —
резолюции международных организаций, хотя они сравнительно редко являются
непосредственным источником международного права. В этом качестве они выступают
в рамках наднациональных организаций (подобных Европейскому Союзу). В других
случаях они играют значительную роль в общем процессе
формирования норм, результаты которого облекаются в форму обычая или договора.
Если договор и обычай являются универсальными источниками,
юридическая сила которых вытекает из общего международного права, то
правотворческие решения организаций являются специальным источником,
юридическая сила которого определяется учредительным актом соответствующей
организации.
Таким образом, своеобразие международного права находит свое
выражение в специфике его социального и юридического содержания, а также форм
его воплощения. От степени совершенства правовой нормы, международно-правового
акта в немалой мере зависит их эффективность. Очевидно поэтому, что
рассматриваемые вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое
значение. В подтверждение сошлюсь на то, что значение категорий содержания и
формы с самого начала
проявилось в кодификационной деятельности Комиссии международного
права ООН. При обсуждении вопросов кодификации права международных договоров
выступавшие отмечали неразрывную связь содержания и формы, а также значение
формы1. Известный латиноамериканский юрист
Р. Альфаро, в частности, говорил, что форма,
приданная соглашению, имеет жизненно важное значение.
формальная определенность —
специфическое и необходимое свойство международного права. Она находит свое
выражение в том, что юридически определяются сфера международных отношений,
регулируемых международным правом;
субъекты регулирования, их права и обязанности; правомерность
и противоправность деятельности; ответственность за правонарушения. Формальная
определенность означает также по возможности наиболее полное и точное
воплощение в установленной форме достигнутого соглашения. Определенность
достигается при помощи как специфически правовых, так и общих средств
формализации. К числу первых относятся правовые понятия, конструкции,
терминология, к числу вторых — формулы, символы, знаки, цифры и др.
Развитие международных отношений ставит
сложные задачи в рассматриваемой области. Усложнение сотрудничества,
распространение его на новые области, необходимость более точного, конкретного
регулирования влекут за собой не только увеличение числа норм, но и
дополнительные трудности в обеспечении их определенности. Значение этих
моментов отмечается как в литературе, так и в практике2.
В наше время международно-правовые акты
являются инструментом воздействия на общественное сознание, в поддержке
которого они нуждаются при своем осуществлении. Поэтому в договоры, главным
образом политические, включаются положения, задача которых — обосновать
содержание договора и сам факт его заключения. Некоторые авторы (Б. Зимма, ФРГ) считают, что общая тенденция к политизации
содержания договоров снижает их эффективность как актов юридических.
Это соображение отнюдь не лишено смысла. Следует вместе с тем
учитывать, что так называемые «политические» положе-ния
договора как раз и призваны содействовать его эффективности,
правда не правовым, а политическим методом. В общем, оформление согласованных
правил поведения становится все более сложным. Нельзя не упомянуть и о
своеобразной дипломатии оформления международно-правовых актов, при помощи
которой скрываются расхождения в позициях сторон, а порой и подлинное их
содержание.
§
3. Субъекты международного права
Субъекты занимают центральное положение
в международном праве, главная задача которого — служить их интересам. Оно
призвано регулировать их взаимоотношения. Природа международного права
детерминируется характером субъектов и их взаимодействия. Особенность статуса
субъектов международного права в том, что они выступают не только носителями
прав и обязанностей, но и главными действующими лицами в создании и
осуществлении международно-правовых норм1.
Поэтому можно предложить следующее определение:
субъект международного права — это самостоятельное образование,
которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать
правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и
реализации его норм.
Круг субъектов и их правовой статус
обусловлены характером системы международных отношений и уровнем развития
международного права. Они не могут быть, как полагают некоторые юристы, плодом
произвольного решения2.
Общепризнанными субъектами международного права сегодня
являются государства и межгосударственные организации. Не столь надежно
признана правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства.
Существуют и нетипичные субъекты — Ватикан, вольный город.
Основными субъектами международного
права являются государства, что определяется их местом в системе международных
отношений. Право же закрепляет то, что сложилось в жизни и необходимо для
функционирования системы. Государства — наиболее могущественные и
организованные субъекты, сосредоточившие в своих руках основные средства
воздействия на международную жизнь. Государства — главные субъекты
управленческой деятельности на мировой арене. Они опосредуют и контролируют
деятельность иных участников международных связей — административных единиц
государства, общественных организаций, фирм, индивидов. Государство —
необходимый субъект в социально-политической сфере, поскольку ни одно общество
не может существовать вне государства, которое необходимо для организации
внутренней и международной жизни. Видный советский юрист Д. Б. Левин писал:
«...суверенное государство является основной формой организации жизни народов»1.
Определений государства, пожалуй, немногим меньше, чем число
конструирующих их авторов. Поэтому ограничусь приведением наиболее
распространенного определения, которое обсуждалось в Комиссии международного
права и, что характерно, так и не было включено в проект конвенции: «Образование,
состоящее из населения, обитающего на определенной территории»2.
Принято считать, что государство характеризуют три элемента: население,
территория, суверенная власть.
Таким образом, государство является основным, первоначальным
и универсальным субъектом международного права3.
Ранее уже говорилось о том, почему государство — основной субъект. К
сказанному добавим, что суверенные государства являются источником властной
энергии международного права, без чего оно как таковое было бы не в состоянии
функционировать. В силу своего суверенитета государства создают нормы
международного права, наделяют их обязательной силой, приводят в действие
механизм их функционирования. Термин «первоначальный» означает, что иные
субъекты обретают свой статус благодаря государствам, а правосубъектность
последних порождается самим фактом их образования. Универсальность субъекта
означает, что государство вправе участвовать в любых международно-правовых
отношениях.
Понятие субъекта международного права есть юридическое
выражение членства в международно—правовом
сообществе. Субъект должен быть непосредственно подчинен международному праву
и должен обладать независимым международным статусом. Если связь с
международным правом опосредована иным политико-правовым учреждением, то в
таком случае можно говорить о какой-то особой, производной правосубъектности.
С этим согласны многие юристы1.
Сказанное подтверждает, что государства являются необходимыми
субъектами международного права и потому отрицание их международно-правовой субъектности равносильно отрицанию самого международного
права. Между тем такие отрицатели реально существуют даже среди видных юристов2.
Субъектом международного права является само государство, а
не представляющие его органы и должностные лица. Поэтому не должны вводить в
заблуждение выражения «межправительственная» организация,
«межправительственное» или «межведомственное» соглашение. Субъектом во всех
этих случаях является государство, которое несет полную ответственность за
действия своих органов. Объективности ради замечу, что
порой встречается и иная точка зрения3.
Национальные и интернациональные интересы государств требуют активного сотрудничества на постоянной
организационной основе. Для решения этой задачи государства создают международные
организации и наделяют их международно-правовой субъектностью,
необходимой для осуществления ими своих функций. Несмотря на возможные
противоречия между ее членами, организация является носителем определенных
общих интересов и призвана их защищать. В результате
она обладает автономией воли в пределах, устанавливаемых учредительным актом,
уставом.
Международная правосубъектность межгосударственных организаций
закреплена сегодня многими международными актами. Ее характерные черты
отмечались Международным Судом ООН. Он, в частности, определил, что, будучи
субъектом международного права, организация связана обязательствами,
вытекающими для нее из норм международного права1.
Это значит, что для организации обязательны и такие нормы общего международного
права, которые созданы государствами без ее участия. Суд определил, что ничто в
характере международных организаций не дает оснований рассматривать их как
некую форму «сверхгосударства»2.
Организация — орган сотрудничества государств, а не надгосударственная власть.
Генеральная Ассамблея ООН постоянно подчеркивает, что
сила ООН «зависит от сотрудничества входящих в ее состав государств»3.
Если основой международно-правовой субъектности
государства является его суверенитет, то субъектность
организации проистекает из полномочий, которыми ее наделили государства.
Компетенция организации ограничена теми задачами, во имя которых она создана.
Поэтому правосубъектность организаций является производной от правосубъектности государств и специальной, т. е. ограниченной
целями и полномочиями, как они определены уставом4.
Под влиянием национально-освободительного движения и
социалистических государств в международном праве нашла отражение концепция международно-правовой
субъектности народа, нации, борющихся за создание
независимого государства. В документах ООН в таких случаях обычно
говорится не о народах и нациях, а о
национально-освободительных движениях5. Думается, что данная
формула более правильна, поскольку вопрос об особом статусе борющейся нации
возникает, лишь когда борьба достигает уровня
национально-освободительного движения. По существу, в таких случаях речь идет о
правосубъ-ектности
государства, находящегося в процессе формирования.
Правосубъектность в этом случае отлична от правосубъектности
государства: она носит временный, переходный характер. Ее задача — определить
правовой статус борющейся нации, движения, поставить их под покровительство
международного права. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949
г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, принятый в
1977 г., определил, что международные вооруженные конфликты включают конфликты,
в которых «народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной
оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на
самоопределение» (ст. 1). На такие конфликты полностью распространяется
действие международного гуманитарного права, права вооруженных конфликтов. В
общих международных организациях и созываемых ими конференциях
национально-освободительные движения имеют статус наблюдателя1.
К нетипичным субъектам относятся государствоподобные
образования, такие как вольный город и Ватикан. Вольный город —
самоуправляющееся политическое образование, которому на основании договора
предоставлен международно-правовой статус, позволяющий ему участвовать в
экономических, культурных и в определенной степени в политических международно-правовых
отношениях. Образование вольного города определяется факторами международного
порядка2. Поэтому
высшим юридическим актом для него является международно-правовой
договор, которым определяется и особая международно-правовая
субъектность вольного города.
Ватикан — город-государство, служащий резиденцией международного центра
католической церкви — Святого престола, — в силу сложившегося обычая обладает
специфической международно-правовой субъектностью.
При этом государства и международные организации нередко подчеркивают, что
речь идет о правосубъектности Святого престола, а не
католической церкви. Под таким наименованием он участвует и в многочисленных
конвенциях. Святой престол поддерживает дипломатические отношения более чем с
80 государствами, в том числе — с недавних пор — с Россией и США. В ООН Ватикан
имеет статус наблюдателя, является членом таких организаций, как ЮНЕСКО, ФАО,
МАГАТЭ и некоторых других. Участие Святого престола в международных договорах
носит иногда весьма своеобразный характер. Например,
перед подписанием договора о нераспространении ядерного оружия Ватикан заявил,
что это намерение обусловлено желанием оказать моральную поддержку принципам,
на которых основан договор1.
В литературе ставится вопрос о существовании и таких субъектов,
как народ, нация, транснациональная корпорация, однако понимания подобные
взгляды не находят. А вот теория международно-правовой субъектности
индивида нашла весьма широкое признание. Долгие годы советская доктрина практически
единодушно занимала в этом плане негативную позицию2,
однако со временем и в ней появились такого рода взгляды3. От
признания индивида субъектом международного права всего один шаг до еще более
далеко идущего предположения, согласно которому международное право способно
регулировать также внутриобщественные отношения,
включая отношения между индивидом и государством. И такое предположение
действительно было высказано4.
Во многих случаях международно-правовой статус признается не
только за физическими, но и за юридическими лицами.
. Такую позицию занимает и весьма
авторитетный Американский институт права, правда с существенной оговоркой:
«Хотя индивиды и корпорации обладают некоторым независимым статусом в
международном праве, основные отношения между индивидами и международным правом
все еще проходят через государство...»1
Автор считает себя решительным сторонником повышения ' роли
международного права в обеспечении прав человека, но ' не убежден в том, что
оптимальный путь к этому лежит через ;
провозглашение международно-правовой субъектности индивида. Еще в Древней Греции была высказана
мысль о том, что человек — мера всех вещей. Люди объединяются в племя, народ,
государство для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Все
эти объединения призваны служить человеку. Но это налагает обязанности и на
человека по укреплению защищающей его системы. Эта взаимозависимость нашла
следующее выражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: «Каждый
человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно
свободное и полное развитие его личности» (п. 1 ст. 29).
Как показывает
история, стоявшие у власти всегда злоупотребляли ею. Власть служила инструментом не только
защиты прав человека, но и их нарушения. Определение оптимального соотношения
прав общества и его членов — центральная задача любой нормативной системы
(политики, права, морали и др.).
На протяжении истории международное
право имело дело только с государствами, полностью игнорируя отдельного человека.
Поскольку цивилизованность общества определяется • уровнем защиты прав
человека, то трудно считать международное право прошлого правом
цивилизованного сообщества. Решительным поворотом к цивилизации международного
права стало принятие Устава ООН, который в качестве одной из главных целей
определил поощрение и развитие уважения к правам человека. Современное
международное право прочно связано с правами человека. Одним из них является
право на международный порядок, в котором могут осуществляться его права и
свободы (ст. 28 Всеобщей декларации прав человека).
Обратимся в этой связи к позитивному
праву. В Уставе ООН довольно четко выражен межгосударственный
характер института защиты прав человека' «Осуществлять международное
(курсив мой. — И. Л.) сотрудничество... в
поощрений и развитии уважения к правам человека и
основным свободам». Принцип уважения прав человека, как он сформулирован в
хельсинкском Заключительном акте 1975 г., возлагает обязанность уважать права
человека опять-таки на государства. Осуществляя сотрудничество, государства
принимают на себя обязательства признать за индивидом определенные права, создают
и международные механизмы их защиты.
Было бы, однако, неправильно полагать, будто здесь государства
пользуются свободой усмотрения. Характер и объем прав человека определяются
достигнутым уровнем цивилизации и закрепляются нормами общего международного
права, причем нормами, обладающими особым императивным статусом. Даже по
соглашению государства не вправе снижать достигнутый уровень.
Объектом регулирования норм о правах человека, как и других
норм международного права, являются межгосударственные отношения, в данном
случае — отношения сотрудничества в поощрении уважения к правам человека. Что
же касается человека, то он пользуется плодами такого сотрудничества,
осуществляя соответствующие права на основе национального права, закрепившего
результаты международного сотрудничества. Для обозначения такого рода статуса
предлагается ввести понятие «дестинатор
международного права»1. Все это отражает реальную ситуацию.
Международное сообщество в состоянии обеспечить права человека лишь через
государство, оказывая на него необходимое воздействие. Вместе с тем всеобщее
уважение прав человека было бы нереальной задачей без сотрудничества
государств.
Сторонники концепции международно-правовой субъектности
индивида ссылаются прежде всего на то, что
международное право непосредственно создает для него права и обязанности.
Действительно, такие экстраординарные случаи имеют место. Известен ряд
преступлений по международному праву: пиратство, геноцид, апартеид. Все это
особые случаи, когда при помощи только национального права задача не может
быть решена2.
А как обстоит дело с
правами? Существует большое число конвенций о правах человека. Однако
постановления конвенций не оставляют сомнений, что они создают обязательства
государств обеспечить эти права, а не порождают их непосредственно. Там же,
где необходимо прямо создать права, международное право дает совершенно четкую
формулировку. Так, право народа на самоопределение может реально существовать
при том условии, что оно непосредственно вытекает из международного права и не
зависит от национального права государств. Поэтому в Международном пакте о
гражданских и политических правах сказано: «Все народы имеют право на
самоопределение». Иной подход к правам человека: «Каждое участвующее в
настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся
в пределах его территории лицам права, признаваемые в настоящем Пакте...»
Таким образом, выдвижение на первый план прав человека
свидетельствует о величайшем шаге по пути прогрессивного развития международного
права, об утверждении в нем принципа гуманизма. Трудно переоценить значение
того факта, что в межгосударственном праве права человека заняли позиции,
сравнимые с местом этих прав в конституциях демократических государств.
Следует при этом учитывать, что главное — не формально провозгласить индивида
субъектом международного права, а найти реальные пути обеспечения прав
человека во взаимодействии национального и международного права.
Как уже отмечалось, некоторые юристы полагают, что не только
физические, но и юридические лица стали субъектами международного права. Как и
индивид, малые и средние компании немногое могли бы извлечь из международного
статуса без помощи собственного государства. Иное дело — крупные,
транснациональные корпорации, компании (ТНК), средства которых нередко
превосходят бюджеты некоторых государств. Такие компании действительно
нуждаются в особом международном режиме, который, по возможности, освобождал
бы их от власти государства. Поэтому утверждают, что корпорации являются субъектами
международного права1, что они являются
активными участниками развития публичного международного права2.
Выдвигаются и концепции, ведущие к практи
чески полному изъятию корпораций из-под контроля со стороны
права. Утверждают, что корпорации не являются продуктом какой-либо правовой
системы, не контролируются и не могут эффективно контролироваться в
общественных интересах какой-либо из существующих правовых систем или их общими
усилиями1. Иными словами, корпорации
ставятся вне и над правом. Опасность подобных
конструкций отмечалась не раз.
Понимая нереальность придания
корпорациям статуса субъекта международного права, немалое число юристов
конструируют концепцию «квазимеждународного права»,
создаваемого соглашениями корпораций с государствами2.
Несмотря на то что отмеченные взгляды отстаиваются
авторитетными юристами, с ними трудно согласиться. Корпорация не может быть
изъята из-под действия законов государства. Даже вместе с государством она не в
состоянии создать особую правовую систему. Отмеченные взгляды высказывались и
в Комиссии международного права при подготовке статей о праве договоров, но
были отклонены. Международный Суд также признал, что споры, возникающие из
соглашения иностранной корпорации с государством, должны решаться на основе
национального права3.
Ссылаясь на рост роли в международной
жизни различного рода общественных организаций и движений, корпораций, партий,
многие авторы утверждают, что все это ведет к снижению роли государств, к деэтатизации международных отношений и международного
права. Особое значение при этом придается растущему вниманию к правам человека.
Порой соответствующие взгляды высказывают и государственные деятели4.
Однако практика не
подтверждает такие взгляды. Интенсификация участия в международных связях
различного рода коммерческих и общественных организаций, движений и, наконец,
индивидов усложняет управление этими связями. В результате роль государства не
снижается, а скорее возрастает. Деэтатизация
отрицается авторитетными юристами, особенно теми, которые связаны с практикой.
Генеральный секретарь ООН, профессор международного права Б. Бутрос Гали подчеркивает «важность и незаменимость
суверенного государства как основного субъекта международного права»1.
§
4. Объект международного права
Под объектом права понимается
то, на что направлено его действие, что оно призвано регулировать, в
обслуживании чего заключается его социальная функция. У международного права
таким объектом являются, как уже говорилось, международные, а точнее, межгосударственные
отношения. От объекта международного права следует отличать предмет международно-правового
отношения, под которым понимается все то, по поводу чего стороны вступают в
правоотношения. Таким предметом могут быть действия и воздержание от действий
(договор о сотрудничестве или о ненападении), территория и т. д. В общем,
такого рода «предметы» входят в понятие международного отношения, которое не
может быть беспредметным.
Объекту принадлежит определяющая роль
относительно природы, содержания и механизма действия международного права. В
этом находит выражение общая закономерность соответствия управляющей
системы системе управляемой. Международное право является элементом
системы управления международными отношениями, которые выступают как система
управляемая. Не общество создается правом, а общество ' создает право для
обслуживания своих интересов. В этом смысл римской максимы ibi
societas, ubi jus (где общество, там и право). Правда, встречается
мнение, будто международные нормы образуют из государств международное
сообщество2. На самом деле международные
отношения первичны, а право производ-но.
Видный советский юрист Р. Л. Бобров видел объективную
основу международного права в сочетании «государственной разделенности общества и прогрессирующей потребности
обособленно существующих единиц (государств) во взаимоотношениях»1.
Характер международных отношений зависит в первую очередь от
природы субъектов. Международные отношения — это взаимодействие субъектов,
направленное на удовлетворение их потребностей и обеспечение их интересов. В
этом назначение и международного права, которое реализуется путем правового
регулирования взаимодействия государств.
Значение и возможности международного права определяются
характером регулируемой системы. При одних и тех же субъектах может существенно
меняться характер системы, а следовательно, и роль
права. Именно так было, когда в период перестройки в СССР была выдвинута
концепция нового политического мышления. Уровень развития и эффективность международного
права - важный показатель прочности и степени цивилизованности системы международных
отношений. Интенсивное развитие международного права в последние десятилетия
— одно из свидетельств роста роли международных отношений в жизни
человеческого общества и вместе с тем роста роли международного права в
обеспечении функционирования системы международных отношений.
По мере роста роли и усложнения международных отношений
возрастает также значение и усложняются функции международного
права. Жизнь предъявляет к нему все более высокие требования. Система
международных отношений приобрела глобальный характер, как и подлежащие решению в ее рамках проблемы: безопасность,
экология, экономика, наука и техника, культура и т. д. В таких условиях
наиболее рентабельным было бы управление системой как единым целым. Однако
механизм глобального международно-правового регулирования находится на
начальной стадии развития. Тем не менее основы его
закладываются. Они видятся прежде всего в ООН и
системе ее специализированных учреждений.
В литературе весьма распространена точка зрения, согласно которой
объектом международного права является все то, по поводу чего субъекты вступают
в правоотношения, а именно действия, материальные и нематериальные блага2. В результате международное право в целом
оказывается безобъ-ектным,
поскольку объект имеется только у конкретного правоотношения.
Действия субъектов, материальные и нематериальные блага
отражают различные аспекты одного и того же явления -международных
отношений, которые представляют взаимодействие субъектов по поводу
определенных благ. Право может воздействовать на предметы материального мира
только через отношения субъектов. Договор о территории не оказывает на нее
никакого действия. Он устанавливает отношения государств по поводу данной
территории. Будучи разновидностью социального управления,
международно-правовое регулирование представляет собой управление общественными
отношениями, а не вещами.
Серьезное практическое значение имеет вопрос о разграничении
объектов международно-правового и национально-правового регулирования. В
доктрине получило распространение мнение, согласно которому происходит
расширение объекта международного регулирования за счет сужения сферы исключительно
национального регулирования. Считают, что сфера действия международного права
более не ограничена отношениями между государствами; как и национальное право,
оно должно непосредственно применяться к индивидам. Достаточно упоминания того
или иного вопроса в международном документе, чтобы он перестал относиться к
внутренней юрисдикции государства. Утверждают, что не объект регулирования, а
источник права служит критерием различия внутренней и международной сферы1. Надо сказать, что порой практика государств
дает основания для подобного мнения2.
Никто не станет отрицать, что
международное сотрудничество играет растущую роль в решении широкого крута
национальных проблем. Но это не делает соответствующие проблемы международными. Суверенное
право государства решать их самостоятельно или в сотрудничестве охраняется
международным правом. Последнее способно оказывать косвенное и при этом весьма
значительное влияние на внутриобщественные отношения,
но не может их непосредственно регулировать. Иными словами, они не могут быть
объектом международного права.
§
5. Функции международного права
Функции международного права — это
основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его
общественным назначением. Поскольку право вызывается к жизни необходимостью выполнения определенных
социальных функций, постольку их характер определяет природу права. С другой
стороны, природа права не может не влиять на характер функций. От оптимального
соотношения возможностей права с функциями, которые оно призывается выполнять,
в значительной мере зависит его эффективность.
Функции международного права
многообразны и усложняются по мере роста стоящих перед этим правом задач. Оно
было порождено потребностью установить элементарный порядок,
делающий возможным сосуществование независимых государств. Установление порядка
издавна считается главной функцией права1.
Глава ведомства иностранных дел Великобритании Дж. Хау
заявлял: «Международное право призвано создать упорядоченное и стабильное
международное общество, от чего все мы, государства и отдельные граждане,
можем лишь выиграть»2.
Несмотря на кажущуюся первичность функции
установления порядка, она таковой не является. Международное право порождается
потребностями международной системы, главной из которых, как и у других систем,
является потребность в самосохранении. Поэтому и главной социальной функцией
международного права является упрочение существующей системы между народных-отношений.
Достигается это в значительной мере путем поддержания в ней должного порядка.
Главная юридическая функция
международного права состоит в правовом регулировании межгосударственных
от-
ношении. Она отражает характерные черты международно-правового
воздействия.
Обе функции носят характер
стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание
определенного порядка в системе. При этом поддержание порядка включает
создание благоприятных условий для развития как
международных отношений, так и самого международного права. По мере ускорения
социального прогресса функция содействия этому процессу становится все более
важной1. В этом одно из коренных отличий
современного международного права от ранее
существовавшего.
Таким образом, функции международного права существенно
обогатились и усложнились в процессе исторического развития. Оно прошло путь
от установления крайне индивидуалистического
элементарного порядка в международных отношениях до содействия всеобщему миру
и прогрессу, защиты интересов не только отдельных государств, но и
международного сообщества в целом.
Международное право выполняет также функцию противодействия
существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его
целям и принципам. Так, оно поставило вне закона угрозу силой или ее
применение, колониализм, расизм и др. Содействуя повседневному решению
бесконечного множества возникающих вопросов, международное право предотвращает
возникновение конфликтов.
Существенна функция интернационализации, состоящая в
расширении и углублении взаимосвязи между государствами. Тем самым упрочивается
международное сообщество — социальная основа международного права и,
следовательно, улучшаются условия его функционирования.
Информационно-воспитательная функция международного права состоит
в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в
просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе
уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям. Значение этой функции
для эффективности международного права весьма велико. Она призвана формировать
международно-правовое сознание, обеспечивать международному праву массовую
поддержку, в которой оно все более остро нуждается. Не слу
чайно программа Десятилетия международного
права ООН особое внимание уделяет распространению международно-правовых
знаний.
Международное право воздействует также на политическое и
нравственное сознание в духе своих целей и принципов. Таким путем оно
участвует в общем процессе развития этих видов
сознания, способствует утверждению соответствующих принципов в политическом
мышлении, в нормах морали и нравственной практике.
§
6. Юридически обязательная сила международного права
Юридически обязательная сила —
необходимое качество международного права, которое регулирует международные
отношения присущим праву методом. Источник этой силы всегда был предметом
разногласий. Поскольку над государствами нет иной власти, кроме Бога, то именно
в нем видели этот источник. Договоры скреплялись религиозными клятвами1. Но уже Г. Гроций,
создавая концепцию международного права, пришел к выводу, что помимо права
божественного существует право, создаваемое соглашением государств. Conventio facit jus (соглашение создает право). Эта истина подтверждена и
международными судами2.
При создании нормы имеются как бы два
соглашения. Одно — относительно содержания нормы, второе — о придании ей
юридически обязательной силы. Это в общем
теоретическое положение имеет практическое значение. Зачастую согласившись о
содержании нормы, государства договариваются о придании ей не юридической, а
политической обязательной силы, и, следовательно, это уже не
международно-правовая норма. И таких норм сегодня очень много.
Соглашение государств придает
юридически обязательную силу не только отдельному договору, отдельной норме, но
и международному праву в целом. Это находит выражение в принципе
добросовестного выполнения обязательств по международному праву — в принципе pacta sunt servanda
(договоры должны соблюдаться), который юридически обязывает соблюдать
международно-правовые нормы. Юридическая сила общепризнанных норм
международного права порождается общим согласием государств. Эти положения не
раз находили выражение в международной практике1.
Свобода воли, соглашения государств не
означает произвола. Они детерминированы условиями существования государств.
Признание за международным правом обязательной силы определяется потребностями
жизни международного сообщества и коренными интересами государств. Правовое
регулирование международных отношений — абсолютная необходимость, и,
следовательно, придание международному праву юридической и обязательной силы
неизбежно.
Не могу в этой связи не вспомнить
выдающегося российского юриста Ф. Ф. Мартенса,
который еще в конце прошлого века подчеркивал значение для обязательной силы
международного права «непреложных жизненных
потребностей и отношений». Он писал: «Основанием юридических норм, определяющих
международные отношения, служит единственно осознание цивилизованными
государствами необходимости международного правового порядка и вытекающее
отсюда добровольное согласие их на признание его обязательности»2.
Созданное соглашением государств
международное право отражает и закрепляет международный порядок, соответствующий
данной ступени исторического развития. Уже в силу этого международное право
возвышается над создающими его государствами. Формально они могут принять или
отменить любую норму, но фактически реальные условия побуждают их уважать
исторически сложившуюся систему международного права. Вся его история —
свидетельство тому.
Следовательно, юридическая
обязательность — важная, но не единственная составляющая силы воздействия
международного права на социальную среду. Юридическая обязательность связана
с практической необходимостью международно
го права, с осознанием рациональности подчинения праву во имя
обеспечения как национальных, так и общих интересов государств.
Проблема обязательной силы международного права относится к
числу тех, что связаны с самой природой этого права. Поэтому основные концепции
в данной области совпадают с основными школами в международно-правовой
доктрине. Сторонники школы естественного права видят источник обязательной
силы международного права в законах природы, в человеческом разуме и т. п.
Представители позитивной школы в качестве такового указывают согласие,
соглашение государств. Концепция позитивистов соответствует реальному положению
вещей, международной практике и потому является наиболее влиятельной.
Третье основное направление в доктрине относительно обязательной
силы международного права можно назвать нигилистическим, поскольку относящиеся
к нему различные концепции так или иначе отрицают
юридическую силу международного права. Первой из такого рода концепций была
та, согласно которой международное право не является настоящим правом и
обладает лишь моральной силой. В результате несоответствия данной концепции
позиции государств в этом вопросе она не имеет значительного числа сторонников1.
Другая концепция нигилистического характера обозначается как
теория автолимитации, т. е. самоограничения государства.
Ее сторонники считают, что международная норма обязательна лишь постольку,
поскольку такова воля государства, которая, будучи «абсолютно свободной», может
меняться. В результате международное право понимается скорее как «внеш-негосударственное право» (была и такая концепция).
Теория автолимитации ведет к отрицанию основного
международно-правового принципа — «договоры должны соблюдаться» — и
закрепляемой им юридической силы международного права в целом. Виднейший
представитель рассматриваемой теории профессор Венского и Гейдельбергского
университетов Г. Ел-линек во
второй половине прошлого века писал, что можно пренебречь международным правом,
если оно противоречит интересам государства.
В современной литературе нигилистические взгляды редко
выражают открыто. Обычно это делается в замаскированной .
форме, часто в виде критики якобы устаревшего позитивизма. Широко распространено
мнение о том, что международное право является слабым правом, не обладающим
достаточной обязательной силой1.
Предлагается его усовершенствовать, превратив в надгосударственное право при
помощи надгосударственной власти, что означает отказ от международного права
как такового.
Юридически международно-правовые нормы обладают одинаковой обязательной силой, но фактически это не совсем
так. По мере развития международно-правового регулирования обнаруживается, что
есть императивные нормы, которые обладают большей силой, чем остальные. Даже в
одном и том же договоре разные нормы обладают фактически неодинаковой силой.
Есть нормы основные и восполняющие. Общие постановления — типа, например,
«развивать сотрудничество» — оставляют больше места усмотрению, чем конкретные.
В общем, подобное положение естественно, и потому не следует относиться к нему
отрицательно2. Подробнее мы остановимся на
этой проблеме в разделе о международном «мягком праве».
В литературе довольно часто можно встретить мнение, согласно которому
обязательная сила международного права несовместима с государственным
суверенитетом, который является препятствием на пути эффективности этого права3.
Думается, это не так. Государства способны наделить международное право
юридической силой благодаря обладанию уникальным политико-правовым качеством —
суверенитетом, понимаемым как верховная власть в решении своих внутренних и
международных проблем. Суверенной власти государства принадлежит центральная
роль и в механизме реализации норм международного права. Поскольку суверенитет
является необходимым качеством государства, столь важным для международного
права, постольку последнее закрепляет в качестве • своего принципа суверенитет
и вытекающие из него суверенные права государства4.
Среди как ученых, так и государственных деятелей весьма
распространено мнение, согласно которому международное право ограничивает
суверенитет государств; к тому же результату ведет заключение любого договора1. Так же, как и ранее отмеченные взгляды
относительно несовместимости суверенитета и международного права, подобное
мнение основано на понимании суверенитета как абсолютной свободы действий.
Между тем «абсолютный» суверенитет невозможен. Суверенитет одного государства
всегда ограничен суверенитетом других. Суверенные права государства могут
реально существовать лишь при условии признания и уважения
аналогичных прав за другими государствами. Согласно принципу суверенного
равенства, каждое государство пользуется правами, присущими полному
суверенитету. В рамках системы международного права все государства имеют
равные суверенные права и несут соответствующие обязанности.
Показательно, что этот принцип предписывает: «Каждое государство обязано
выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства». Иными
словами, суверенитет осуществляется только в рамках международного права2.
Международное право ограничивает свободу действий государства,
но не его суверенитет3. Запрещение произвола представляет собой
гарантию права, а не их ограничение. Такого рода позиция находила отражение и в
решениях международных судов4, и в
договорной практике5. Она воплощена и в конституционном праве. Так,
Конституция, закрепившая суверенную госу-дарственность
России, установила, что «Российская Федерация может участвовать в
межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий...»
(ст. 79). Даже такая передача полномочий не рассматривается как ограничение
суверенитета.
Утверждать, будто любой договор ограничивает суверенитет, —
то же самое, что полагать, будто приобретение билета на самолет ограничивает
вашу свободу, а путешествие пешком — нет. Ограничивая свободу действий в одном
отношении, нормы международного права расширяют ее в других, открывают перед
государством новые возможности для реализации своего суверенитета. От объема и
характера международно-правовых отношений государства в растущей мере зависят
возможности осуществления его суверенной власти во внешней среде. Происходит
относительное уменьшение значимости деятельности, которую государства способны
осуществлять самостоятельно. С другой стороны, расширяется сфера совместной
деятельности государств, не только возрастает возможность, но и делается все
более настоятельной необходимость коллективных действий.
По мере расширения сферы совместной деятельности расширяется
и область, в которой осуществление суверенных прав
возможно только согласованно, только на основе норм международного права.
Показательны в этом плане конвенции по морскому праву, многие статьи которых
воплощают общее положение о том, что за пределами государственной территории
суверенитет действует в той степени, которая разрешается международным правом.
Таким образом, так же, как свободы
человека могут быть обеспечены лишь в рамках права, так и для суверенных прав
государства необходимая гарантия — международное право. При этом надежную
гарантию суверенитету дает лишь эффективное международное право. Оно
разграничивает сферы действия суверенитета государств, регулирует взаимодействие
суверенных властей. Оно расширяет возможности суверенной власти, благодаря
чему последняя обретает способность юридически регулировать международные
отношения. Оно может не только ограничивать, но и расширять свободу действий
государства, в частности делая возможным со значительной степенью уверенности
предвидеть поведение других субъектов. Принимая на себя обязательства,
государство расширяет возможности осуществления своих суверенных прав, иначе
оно бы их не принимало. Естественно, это связано с дополнительными
обязанностями.
§ 7. Международное право и
политика
Связь международного права с политикой
государств представляет особый интерес для выяснения
механизма функционирования этого права. В том, что такая связь, причем довольно
тесная, существует, едва ли можно сомневаться. Она констатируется и в актах
такого органа, как Международный Суд ООН. Проблема была основательно
разработана в советской литературе Г. И. Тункиным и
Д. Б. Левиным. Их выводы о том, что международное право служит инструментом
внешней политики, находят подтверждение в современной российской литературе'.
Юристы из других стран также подчеркивают связь международного
права с политикой, пишут о том, что оно является в высшей мере политическим
правом2. Но по другим аспектам проблемы высказываются весьма противоречивые
мнения. Одни пишут о постоянных противоречиях между политическими реальностями
и правом, ведущим к разрушению последнего (С. Хофман, США). Другие же полагают, будто международное
право не налагает никаких ограничений на политику отдельного государства (Г. Моргентау, США). В концепции «политически ориентированной
юриспруденции» (М. Макдугал, США) международное право
растворяется в политике.
Действительно, некоторые международно-правовые нормы стоят
выше «политических реальностей», и это закономерно. Они призваны
постепенно подтягивать ее до своего уровня. Если бы международное право
не налагало никаких ограничений на политику, то оно не могло регулировать
международные отношения и, следовательно, утратило бы смысл. Наконец,
растворение права в политике лишает последнюю одного из важных инструментов ее
осуществления и тем самым ослабляет ее, одновременно подрывая международное
право, которому принадлежит столь важная роль в организации политического
взаимодействия государств.
Помимо упомянутых концепций существуют и прямо противоположные. Формально-юридический подход разрывает
связь права и политики, в результате право утрачивает связь с реальностью.
Думается, что суть проблемы состоит прежде всего в
том, что юристы пока не в состоянии адекватно решить проблему соотношения
политики и международного права. Следует не противопоставлять эти явления, а
выяснить параметры их оптимального взаимодействия.
Наша эпоха характеризуется ростом роли
политики. Все большее количество национальных и интернациональных отношений
нуждается в регулировании, ядром которого является политика. Рост роли
политики определяет и рост роли одного из главных ее инструментов — права.
Внешняя политика — это стратегия международной деятельности государства, ею
определяется расстановка всего арсенала средств воздействия на окружающую
среду, в состав которого входит международное право. Политика является главным
выражением национальных и интернациональных интересов государства, у которого
нет каких-то особых юридических национальных интересов. Руководствуясь целями и
принципами своей политики, государства создают и применяют нормы
международного права.
Вместе с тем международное право - это
не результат какой-то определенной политики. Развитие международного права
есть исторический процесс, результат длительных политических процессов. Уже в
силу этого международное право обладает относительной независимостью от
политики, от ее колебаний. Оно способно служить инструментом не всякой политики.
Перед соответствующей ему политикой международное право открывает
дополнительные возможности, а с другой стороны, ограничивает возможности противоречащей ему политики. Политика -
искусство возможного и уже в силу этого не может не считаться с возможностями
международного права.
Довольно часто теоретики и государственные деятели указывают
на полный примат политики над правом при урегулировании важнейших политических
проблем. Иногда говорят, что здесь вообще нет места праву'. Едва ли можно
сомневаться в том, что не все международно-правовые нормы в одинаковой мере
связаны с политикой. На нормы о дипломатическом иммунитете, например, политика
влияет мало. Иное дело — нормы, регулирующие политические отношения. Реальное
содержание договора о союзе зависит от состояния политических
отношений между участниками. С другой стороны, политические
договоры оказывают и наибольшее влияние на политику1.
Если политика нередко расходится с правом, то вовсе не потому,
что мы признаем ее роль в реализации норм международного права. В основе этого
явления лежат политические соображения, нередко ошибочные. Важную роль играет и
низкий уровень международно-правовой культуры у тех, кто стоит у кормила
государства, и их окружения2. Это относится
в немалой мере и к тем, кто непосредственно несет ответственность за
международно-правовой аспект политики. Американские авторы пишут о нехитрой
способности чиновников оправдывать в псевдоюридических
выражениях любой курс поведения, который администрации США представляется
целесообразным. Констатируя эти факты, профессор Ф. Бойл
связывает провалы американской внешней политики с отсутствием правовых
соображений в оперативном управлении политикой3. Хочется надеяться,
что во всем этом есть некоторая доля преувеличения. Не вызывает, однако,
сомнений, что подобная ситуация характерна не только для США.
Интернационализация общественной жизни диктует необходимость
интернационализации и внешней политики государств. Весьма популярная некогда
политика «национального эгоизма» постепенно утрачивает почву. Она становится
все менее эффективной даже как средство защиты национальных интересов.
Современная политика в растущей мере должна отражать общие интересы государств
и общечеловеческие ценности. Не национализм, а интернационализм может служить
основой внешней политики, имеющей будущее. Это ведет к упрочению позиций общего
международного права.
Таким образом, несмотря на свою связь с политикой, международное
право представляет собой самостоятельное социальное явление и выступает как
реальность, с которой политика не может не считаться. Ни одно государство не в
состоя-нии пренебрегать
международным правом, не рискуя ослабить свои политические позиции. Учитывая
преобладающее влияние политики на право и имея в виду
как-то уравновесить это влияние, необходимо признать принцип примата права в
политике. Юридически политика должна сообразовываться с законами, а не законы с
политикой (politiae legibus,
non leges politis adaptan-dae). Примат
права должен стать частью политики. И, в общем-то, шаги в этом направлении
делаются. Устав СНГ среди основных принципов содержит и такой, как
«верховенство международного права в межгосударственных отношениях» (ст. 3).
Из сказанного видно, что влияние
международного права на политику имеет два основных аспекта: с одной стороны,
оно ограничивает политику общеприемлемыми рамками; с
другой — открывает перед политикой дополнительные возможности, предоставляя в
ее распоряжение арсенал юридических средств. Как то,
так и другое необходимо для обеспечения национальных интересов государства.
§
8. Идеология и международное право
На протяжении всей истории идеология
играла активную роль в международной жизни. Борьбе между государствами
постоянно придавалась идеологическая окраска1.
Чем более воинственной была политика, тем больше нуждалась она в поддержке
идеологии. Особую остроту идеологическая борьба на мировой арене приобрела
после появления социалистических государств. Западные политики и юристы
утверждали, что в силу коренных различий в идеологии соглашения между социалистическими
и капиталистическими государствами невозможны2.
Вспомним формулу Президента США Р. Рейгана относительно того, что СССР — это
империя зла: в силу самой природы Советского государства и характера его
идеологии возможности соглашения с ним предельно ограничены.
История, однако, свидетельствует, что единство мировоззрения
в прошлом не обеспечивало ни мира, ни правопорядка. Достаточно вспомнить, что
обе мировые войны вспыхнули между государствами с одинаковыми социальными и
идеологическими системами. С другой стороны, в результате взаимодействия
государств с различными системами в послевоенный
период удалось обеспечить мир и добиться ощутимых успехов в развитии
международного права. Основательно проанализировав расходящиеся в трех
направлениях доктрины международного права — социалистического, западного и
«третьего» мира, итальянский правовед А. Кассезе
пришел к выводу, что происходит постепенное сближение трех правовых
мировоззрений1. Таково требование жизни.
Следовательно, идеологические различия не являются непреодолимым
препятствием для обеспечения мира и законности. Идеология определяется
потребностями жизни общества, которые могут быть удовлетворены лишь в
результате широкого сотрудничества государств, независимо от существующих
между ними различий. Поэтому на международное признание может рассчитывать лишь
идеология сотрудничества, а следовательно, и
правопорядка.
Прекращение существования системы социалистических государств
не означает, что наступил конец борьбе идей в сфере мировой политики и права.
Меняются лишь ее содержание и характер. Сама же борьба — необходимое условие
прогресса в этих сферах.
Идеология и международное право суть явления взаимосвязанные.
Они оба относятся к идеологической сфере социальной жизни. Идеология
представляет собой систему идей, Целей, принципов, взглядов, выражающих
интересы тех или иных социальных сил. Она служит руководством к действию. Иными
словами, идеология так же, как политика и право, относится к нормативным
явлениям. Политика и право служат важными средствами реализации идеологических
концепций. В свою очередь, политика и право нуждаются в идеологии для
обеспечения себе социальной поддержки, а также для теоретического осмысливания
стоящих перед ними задач.
Идеология воздействует на международное право как через политику,
так и непосредственно. Она включает в себя политические, правовые, моральные
философские идеи, принципы, Установки. В состав идеологии входит и
международно-правовое сознание, которому принадлежит важная роль в функционировании
международного права. Последнее, в свою очередь, оказывает влияние на идеологию
своими целями, принципами, нормами, а также и практикой их реализации. Как
известно, одним из видов воздействия международного права на его субъектов
является идеологическое.
Идейная основа общего международного права представляет собой
результат длительного исторического развития и отражает достигнутый
уровень цивилизации. В результате оно обладает существенной
независимостью от тех или иных изменений в идеологии государств и оказывает на
нее влияние, содействуя упрочению позиций идей мира, сотрудничества,
правопорядка.
Из уст политиков и ученых порой приходится слышать о
«деидеологизации» международных отношений и права. По этим, очевидно, надо
понимать устранение из международной жизни споров о преимуществах той или иной
социальной м1 дели, а также приемов идеологической
войны. Что же касае| ся
борьбы идей, то ее нельзя отменить никакими соглашениями. В дальнейшем она
также будет важным фактором фун ционирования
и развития международного права.
Международное право не нейтрально к
методам ведения идеологической борьбы, которые не должны выходить за
установленные границы'. Оно регламентирует и содержание идеолог ческой
деятельности. Запрещена пропаганда, способная созда
или усилить угрозу миру или нарушение мира. Поставлена закона нацистская
идеология, запрещена ее пропаганда. Ос;дена
пропаганда, основанная на идеях расового превосходства
Важным полем идеологической борьбы является теория Meждународного права. Ее
необходимость подчеркивается автор тетными западными
учеными (например, профессором Колумбийского университета О. Шэхтером). Однако в западной лито ратуре в этом плане не все благополучно. Англо-американсю
доктрине международного права присущ монокультурный по ход. В ней мало
используются теория и практика других гоа дарств2. Подобный подход не способствует взаимопонимани
развитию общего международно-правового сознания. От этого
страдают как теория, так и практика. Особенно печально, когда монокультурный
подход используется в учебной литературе. Этим грешит как англо-американская,
так и наша отечественная учебная литература. Вместе с тем не могу не отметить,
что в нашей научной литературе по международному праву нет работ, в которых бы
в большей или меньшей мере не использовалась литература других стран.
§
9. Религия и международное право
На протяжении веков религия доказывала
свою жизненную силу. Свидетельством тому и наша история. Несмотря на все
преследования и тоталитарный атеизм, она выжила. Даже в самые тяжелые для
религии годы ее принципы и мораль оказывали влияние на сознание и поведение
людей.
Религия имеет прямые связи с политикой и правом. Ей всегда
принадлежала существенная роль в жизни общества. Область международных
отношений нередко привлекала особое внимание церкви. В теократических
государствах Древнего Востока религия, политика, право были связаны воедино. В
Европе вершины своего влияния религия достигает в период средневековья, с
упрочением господства теологической концепции. Император и короли получали
корону из рук главы католической церкви. За это они обязывались силой оружия
распространять христианство. Католическая церковь была вдохновительницей
«крестовых походов». Папа выступал арбитром в спорах между монархами.
Заключение одних договоров поощрялось, на пути других ставились препятствия.
Договоры скреплялись религиозной клятвой. Папы могли отпускать грехи за
нарушение такой клятвы.
Церковь пыталась ограничить бедствия, причинявшиеся «частными
войнами», т. е. вооруженными конфликтами между феодалами. Были установлены
«божье перемирие» (запрещение военных действий в определенные дни недели) и
«божий мир» (неприкосновенность служителей церкви и некоторых других лиц).
В новое время влияние религии падает, и, тем не менее, она
остается важным инструментом внешней политики государств. Великие державы —
участницы Священного союза 1815г. выразили решимость в международных
отношениях руководствоваться прежде всего «заповедями
святой веры». Особенно активно религиозная аргументация была использована в
свое время для обоснования антисоветской политики1.
Нельзя в этой связи не заметить, что политика отказа от
сотрудничества и соглашений противоречит не только международному праву, но и
христианским канонам. Это не раз подчеркивалось и церковными деятелями2.
На протяжении веков богословы вели дискуссии о возможности
соглашений с иноверцами. «Отец международного права» Г. Гроций
еще в XVII в. ответил на него положительно. В его труде нашла выражение идея
международного сообщества и всеобщего международного права. Опираясь на Библию,
Гроций доказывал, что различия в политике и вере не
препятствуют существованию единого международного права. Однако это положение
не нашло отражения в политике европейских государств, которые в нарушение
христианских канонов в XVIII—XIX вв. создали дискриминационную в отношении других
народов концепцию «международного права христианских государств».
История религии не свидетельствует о том, что ее служители
всегда влияли на политику государств и международное право в соответствии с
высокими моральными принципами. Вспомним «крестовые походы», многочисленные
«джихады» и многое другое. Еще и сегодня религия присутствует во многих
вооруженных конфликтах.
Религия и религиозные организации оказывают существенное
влияние на международные отношения и право и в наше время. Общеизвестна в этом
плане роль католической церкви. Более четырех десятков конституций государств
мира закрепляют привилегированное положение определенной религии. Первое место
как государственная религия занимает ислам, который находит отражение в
международно-правовых актах мусульманских государств; Ислам представляет собой
основу мусульманского права. Исходя из этого, была сконструирована концепция
особого «мусульманского международного права». Анализ этого права показывает,
что в юридическом плане оно мало чем отличается от
общих стандартов. Ислам влияет главным образом на политико-правовую мотивацию,
а также на язык международных актов. Опасность для международного права
представляют некоторые экстремистские течения в исламе. В общем, для
международного права нет ничего опасного ни в исламе, ни в мусульманском праве.
Все зависит от того, какая политика ставит их себе на службу. Классик международного
права Эмер де Ваттель
писал: «Каждый фанатик верит, что он борется за дело Бога, и каждый честолюбец
оправдывает свои завоевания этим предлогом». Будучи высказанной
более двух веков назад, эта мысль, к сожалению, не утратила своей актуальности
и в наше время. Остается лишь добавить, что воинствующий атеизм представляет
собой нечто подобное религиозному фанатизму, хотя и с противоположным знаком,
но с аналогичными разрушительными последствиями.
Таким образом, религия способна оказывать влияние на международное
право, прежде всего через политику государств. Второй
путь — через общественное сознание, через сознание верующих, посредством их
нравственного воспитания. Влияя на мораль, религия воздействует и на право.
Любая религия содержит свой кодекс поведения.
В любой религии, претендующей на
широкое признание, все более важное место будут занимать общечеловеческие
ценности, включая мир, всестороннюю безопасность, права человека,
международный правопорядок. Религия, противопоставляющая одни народы другим,
отражающая интересы лишь одного государства или группы государств, не имеет
будущего, которое может принадлежать лишь религии общечеловеческого (мирового)
характера. Такая религия способна формировать в сознании верующих
представление о должном характере общеприемлемого
мирового порядка и тем самым служить фактором формирования и осуществления
соответствующего международного права.